Осенённые крестомСначала у последователей Иисуса собственных храмов не было. Как и все прочие жители Иудеи, они ходили молиться в синагогу. Во всяком случае, так поступали сам Иисус и его двенадцать учеников. Позже, после казни Мессии, христиане отказались посещать иудаистские храмы - у них стали формироваться собственные обряды... Первые храмы христиан не были даже отдельно стоящими зданиями. В Иудее официальными местами для молитвы были синагоги. В Риме - языческие храмы, посвященные многочисленном римским божествам. Ни там, ни там христианам делать было нечего. К тому же к ним в равной степени недоброжелательно относились как иудеи, так и римляне. Так что христианам приходилось совершать свои обряды тайно. Иногда они делали это в катакомбах (то есть подземельях, где римляне хоронили умерших). Там верующие зажигали свечи и слушали проповеди своих священников. А в домах богатых христиан нередко оборудовались тайные комнаты без окон, спрятанные в глубине. Туда допускались только верные последователи нового учения. Часто высоко в потолке имелось круглое отверстие, сквозь которое проникали солнечные лучи. Их верующие называли «истинным светом». Если вдруг случалась облава на христиан, то двери наглухо закрывались, и верующие сидели тихо как мыши. До времени официального признания христианства императором Константином так и продолжалось. Обычная пещера или комната, без всяких украшений. Только на стенах иногда изображались сугубо христианские символы - рыба, агнец, лодка, якорь. Никаких фресок, никаких икон. Никакой роскоши. Символизм в камнеУже во II-III веках то там, то здесь христианские общины стали возводить здания для совершения обрядов. Но эти постройки были недолговечными. Новая вера находилась под запретом, и власти эти сооружения старались разрушить. Зато веком позже началось активное храмовое строительство. Христианство превратилось из гонимой религии в официальную. Теперь ей по статусу полагалось иметь места для богослужений. Новые храмы строили там, где прежде находились тайные убежища христианских общин. Обычно это были прямоугольные или круглые здания с куполами. Прямоугольные соответствовали символу христианства - кораблю, круглые - символу вечной жизни. Часто в одном сооружении сочетались параллелепипед и цилиндр - христианская вера, ведущая к жизни вечной. Первое время после казни крест не был символом христианства, он считался орудием пытки. И первые христиане никогда бы не увенчали свой храм таким негодным предметом. Но во времена императора Константина верующие уже не видели в кресте ничего предосудительного. Теперь они строили храмы крестообразной в сечении формы. Кресты появились и на куполах. С тех пор, какую бы форму ни имела верхушка христианского храма - купол или шпиль, - там обязательно устанавливается крест. Первые христианские храмы были единого образца как для Западной, так и для Восточной Римской империи. За образец христианские зодчие взяли судебные здания, имевшие вытянутую форму со входом на западе и округлой пристройкой на востоке. В округлой нише у римлян располагался президиум. Христиане же установили там алтарь и назвали пресвитерием. Внутри базилики ряды колонн поддерживали деревянный потолок и отделяли одну часть храма от другой. Кроме пресвитерия, где могли находиться только священнослужители, обязательно была средняя часть храма, предназначенная для всех крещеных христиан. А также притвор - часть храма у входа, где могли присутствовать еще не принявшие крещения. Над алтарной частью храма возводился круглый купол, увейчанный крестом. По верхнему ярусу стен делались окна, дававшие рассеянный мягкий свет. В некоторых храмах округлых пристроек (апсид) было несколько, над каждой возвышался свой купол. Чаще всего апсид было три. Трехкупольная базилика символизировала Святую Троицу. Особенностью этих базилик было то, что мужчины и женщины во время богослужения находились отдельно друг от друга. Для женщин были отведены помещения в нефах, которые назывались матронеумами. От крепости - к светуС конца X века в Западной Европе появился новый тип христианского храма - романский. Дощатые перекрытия потолков были убраны, их место заняли высокие бочкообразные своды, с многочисленными колоннами и арками. Внутренность храмов стала похожа на каменное кружево. Круглые купола стали теперь напоминать крепостные башенки с вытянутой вверх кровлей. Колонны стали увиваться каменными л истьями. Высокие узкие окна и массивные стены позволяли использовать храмы во время частых набегов врага как защиту - по закону войны укрывшихся в храмах нельзя было убить. Храмы стали высокими и изо всех сил тянулись к небесам. В XIII веке романский стиль, ставший популярным на всем Западе, сменился новым - готическим. Из храмов убрали множество колонн, на которые прежде опирались своды. Теперь нагрузка равномерно распределялась между арками и стенами, подпираемыми могучими контрфорсами. Стало возможным прорезать стены огромными стрельчатыми окнами. Свет хлынул в готический храм, сделал его воздушным, летящим ввысь. Это символизировало тот самый истинный. Божественный свет. Человек купался в нем и сливался со своим небесным Отцом. Стены превратились в декоративные полотна. Внутри церкви были расписаны фресками, снаружи - изукрашены скульптурами. Готические соборы увенчивались целыми хорами острых шпилей вместо массивных башен-куполов. Соборы в Амьене, Руане, Шартре, Реймсе, наконец, знаменитый Нотр-Дам-де-Пари - вот сверкающие образчики этого стиля. Хранители традицийВ Византии средневековые мастера продолжали строить модифицированные базилики. Православные храмы стали мощнее, выше, но сохранили все родовые черты минувшей эпохй - массивные стены на квадратном крестообразном основании, увенчанные огромными круглыми куполами. Сначала соборы строили однокупольными, и купол располагался низко, опираясь на всю площадь храма. Потом появились арочные конструкции, что позволило делать окна между кровлей и стенами храма. Стало значительно светлее. И чем больше куполов нарезалось в постройке, тем больше света в храм поступало. Главной чертой византийских храмов была тяга к симметрии. Поэтому некоторые храмы строились в виде ротонды - круглые, с большим круглым куполом. На Руси, принявшей христианство от Византии, все древние соборы построены по византийскому образцу. Обычно они возводились из известняка, имели очень толстые стены, на которых и покоилось от одного до тринадцати куполов. Причем число куполов имело сакральное значение. Один купол означал Единого Бога, три - Святую Троицу, пять - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь - семь таинств и семь Вселенских соборов, девять - ступени ангельской иерархии и число архангелов, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать апостолов. В отличие от западноевропейских храмов, в византийских и русских внутренние стены стали украшать иконами. А между алтарем и средней частью появилась преграда в виде иконостаса, которая полностью отделила алтарное пространство от прихожан. Во многих храмах переднюю часть стали делать двухчастной. Архитектура православных храмов оказалась более консервативной и сохранила архаичные византийские черты даже спустя столетия после гибели самой Византии. Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|