Целомудренная СусаннаНачиная с раннего Средневековья живописцы полюбили изображать одну библейскую сцену. На переднем плане они рисовали молодую женщину, иногда совсем раздетую, иногда — стыдливо окунающую голые ножки в воду, а сзади за этой обнажённой или частично обнажённой натурой с вожделением наблюдали толстые старики-иудеи. Героиней этого сюжета была Сусанна — библейская праведница… Сюжет с изображением Сусанны полюбился тогдашним художникам прежде всего потому, что они могли безнаказанно изображать женское тело. И никакой инквизитор не нашёл бы ереси и порочности в их творениях. Но за что подобный сюжет понравился первым христианам? Они-то, гонители всякой плоти, тоже не возражали против ягодиц и грудей библейской дамочки?! Более того, образ этой красавицы скоро стал считаться… символом церкви. Оклевётанная и униженнаяОтдельной книги в Ветхом Завете Сусанне не посвящено. Рассказ об этой молодой женщине включён в Книгу пророка Даниила как совсем небольшой, но тем не менее очень важный эпизод. В 13 главе этой книги рассказывается, что во времена царя Навуходоносора в вавилонском плену оказался некий Иоаким со своей женой Сусанной — молоденькой и очень богобоязненной женщиной. Иоаким имел свой дом и сад в Вавилоне. В его доме бывали самые уважаемые среди пленённых иудеев, в том числе и занимавшие высокие посты при дворе Навуходоносора. А во дворе его дома решались судебные тяжбы между иудеями и постоянно толпился по утрам простой народ. Судебные споры решали двое престарелых судей. Когда народ уходил, они оставались в доме Иоакима, как в собственном. В послеобеденное время в сад выходила погулять и жена Иоакима. Судьям она пришлась по душе, они мечтали остаться с ней наедине и предаться разврату. Сперва мечтали они втайне друг от друга, но поскольку оба блуждали по саду в надежде поближе рассмотреть красавицу и постоянно сталкивались, то в конце концов тайна перестала быть тайной. И они решили овладеть женой Иоакима сообща. Нужно было только дождаться удобного случая, когда никого из служанок не будет рядом. Такой случай им вскоре представился. Как-то в жаркий и душный день Сусанна решила искупаться в саду. Она велела служанкам запереть двери сада, принести мыло и масло для умащения тела, а когда служанки ушли выполнять приказание, судьи выскочили из засады и набросились на несчастную женщину. Они пытались добиться от неё приязни и удовлетворения своей похоти. Обещали, что всем расскажут, будто видели, как в сад к ней приходил молодой любовник. Сусанна не знала, что делать: если подчиниться желаниям судей, то она согрешит перед Богом; если отказаться — судьи её оклевещут и обрекут на смерть. Разница между смертью и изнасилованием была для бедной женщины невелика. Она отказала судьям. Тогда судьи обвинили её в совершённом грехе. На следующий день состоялся суд. Собралось много народа. О Сусанне ходила молва, что она соблюдает заповеди Бога и живёт как праведница. Так что все, кто не верил обвинению, стояли и плакали. Судьи приказали Сусанне открыть лицо, желая насладиться её отчаянием и красотой. Они возложили на голову женщины руки и объявили, что видели собственными глазами, как к жене Иоакима пришёл юноша, с которым она возлегла прямо в саду и совокупилась, предварительно отослав служанок. Дабы пресечь прелюбодеяние, они якобы спугнули юношу, хотели его поймать, но не догнали, зато смогли не упустить женщину. Собрание старейшин поверило клеветникам, и Сусанну приговорили к смерти. Она могла только взывать к небесам и молить Бога о спасении. Праведный суд пророкаСреди людей, собравшихся в суде, был и юноша Даниил, ставший впоследствии знаменитым иудейским пророком. Услышав приговор, Даниил вскричал, что не желает иметь крови Сусанны на своих руках. Народ это позабавило, и Даниилу предложили, если он такой умный, доказать невиновность уже осуждённой на смерть. Задача была практически невыполнимая. Судебные процессы в те времена были просты: вину показывали свидетели. И если уж свидетелями прелюбодеяния стали не простые люди, а сами судьи, — то это очень надёжные свидетели, и сомневаться в их словах нельзя. Но через юношу Даниила спасти Сусанну взялся сам Бог. И впервые в ветхозаветной истории Даниил предложил подвергнуть уважаемых свидетелей особой судебной процедуре, которая с тех пор известна как перекрестный допрос. Он велел разделить свидетелей и не дать им сговориться. А затем приступил к дознанию. Вызвав первого свидетеля, он сперва обвинил его в том, что тот и прежде был замечен в неправом вынесении приговоров, отправляя невиновных и праведников на злую смерть, а потом велел ему рассказать, как было дело. Первый судья рассказал. Даниил спросил его: так под каким именно деревом, если тот видел все своими глазами, встретились любовники? «Под мастиковым», — сказал первый судья. Даниил пообещал ему, что ангел Божий адекватно отплатит за ложь. Потом он вызвал второго свидетеля. Второму судье он откровенно сказал, что ясно видит причину клеветы — соблазнительную красоту приговорённой к смерти, и тоже попросил поведать суть дела. Второй судья поведал. Тогда Даниил задал тот же вопрос, что и прежде: под каким именно деревом он видел любовников? «Под дубом», — сказал второй судья. И всем, кто присутствовал на том суде, стало ясно, что свидетели не успели сговориться о деталях обвинения. Толпа пришла в ярость, схватила судей и забила их камнями до смерти. Именно так поступили бы с оклевётанной Сусанной, если бы за неё не вступился Даниил. Почему легенда попала в Ветхий ЗаветДаниил впервые получил откровение и спас от побития камнями богобоязненную иудейку Сусанну. Собственно, вся история о Сусанне важна именно потому, что связана с Даниилом. Но, как утверждают исследователи, первоначально рассказ о Сусанне не входил в Книгу пророка Даниила. Легенда была, скорее всего, записана после вавилонского пленения, во II или I веке до нашей эры. Причём эта история в каноническую иудейскую Библию не вошла, хотя прочие видения и пророчества Даниила там остались, как осталось и упоминание о иудейском царе Иоакиме, угнанном поработителями вавилонянами в плен. Хотя о жене царя там не упоминается и имени её не называется. Впрочем, об Иоакиме известно немного: он оказался в плену одновременно с тремя юношами, которых за приверженность своей вере вавилоняне бросили в ров со льва — диких львами. Одним из этих юношей как раз и был Даниил. Рассказ о Сусанне был включён уже в устоявшийся текст о жизни Даниила. Может, именно поэтому он приурочен к самому началу его биографии. И что интересно, добавление легенды связано с изменениями в иудейском праве. Учёные так и считают: легенда запечатлела переход к более прогрессивному ведению судебных разбирательств. Как некогда приговор царя Соломона продемонстрировал предкам, что вынесение абсурдного решения (разрубить ребёнка пополам, чтобы «справедливо» разделить его между двумя женщинами) может быть психологически оправдано, так и тщательное дознание Даниила показало потомкам, как нужно работать со свидетелями, чтобы суд был справедливым. Впоследствии тема, очевидно, потеряла актуальность и из иудейского текста выбыла. Но христиане историю о Сусанне сберегли. И вовсе не из-за юридических аспектов. К Даниилу они, конечно, относились с большим уважением. Но Сусанна интересовала их больше. Она сохранила верность Богу в самых тяжких обстоятельствах. Не позволила насильникам предать честь поруганию. Твёрдость, верность, чистота, непорочность — целый букет христианских идеалов. Недаром в христианских рассуждениях Сусанна всегда выступает не столько правоверной иудейкой, сколько праведной христианкой. Готовность к мученической смерти — чем не самая христианская черта? Вписалась история Сусанны и в нормы средневекового права. И не только европейского. Арабские сказки тоже взяли историю о благочестивой Сусанне на вооружение. Правда, имя Сусанна успела потерять, а рассказ так и называется «О женщине и лживых старцах». И рассказывает об этой безымянной женщине, спасённой двенадцатилетним Даниилом (в арабской транскрипции — Даниялем), неутомимая сказочница Шахерезада… Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|