Заглянуть в средневековье

Автор: Maks Июн 15, 2022

В Средние века книги был редкостью, а потому стоили весьма дорого. На их создание уходили годы, и все из-за красочного оформления манускриптов. Примером служит история «Великолепного часослова герцога Беррийского», над которым 23 мастера трудились почти 8о лет. Сегодня эта легендарная книга хранится в Музее Конде, расположенном в замке Шантийи (Франция).

Известно, что первыми начали работать над знаменитым часословом три брата Лимбург — Поль, Жан и Эрман. Эти мастера родились в конце XIV века, в городке Неймегене (Нидерланды). Отец их был гравером, а дядя (брат матери) — известным художником, который работал при дворе Филиппа Бургундского. Когда младшему из братьев исполнилось 15 лет, молодые люди отправились в Париж, дабы начать обучение в мастерской ювелира.

Братья Лимбург

В те годы перенимать навыки этого благородного ремесла полагалось семь лет, вот только спустя два года столицу Франции охватила эпидемия чумы. Спасаясь от страшного мора, братья Лимбург спешно покинули город и отправились на родину. Однако добраться до дома они не смогли. В Брюсселе учеников ювелира неожиданно задержали местные власти. Поводом для ареста послужило некое надуманное обвинение, и, несмотря на этот факт, братья провели в тюрьме полгода.

Затем несчастным узникам было объявлено, что они выйдут на свободу, если заплатят серьезный выкуп. Однако у овдовевшей к тому времени матери таких денег не было, и она обратилась за помощью к брату и друзьям покойного мужа. Увы, последние смогли собрать только половину выкупа, а недостающую сумму выплатил Филипп Бургундский, вняв просьбам своего любимого мастера.

Когда узники получили свободу, герцог пожелал, чтобы братья Лимбург явились к его двору, где они и познакомились с Жаном Беррийским, дядей короля Франции Карла VI. Этот вельможа, известный меценат и любитель чтения, успевший к тому времени собрать неплохую библиотеку рукописных книг (ко дню смерти его собрание насчитывало 300 томов), узнав о новых мастерах своего брата, герцога Бургундского, тут же решил с ними познакомиться. Спустя несколько месяцев братья получили задание от высокородных вельмож. Им было поручено создать миниатюрную Библию («Нравоучительная Библия»), которая сегодня хранится в Национальной библиотеке Франции. Вскоре правитель Бургундии скончался, и братья Лимбург перешли на службу к Жану Беррийскому. Тогда в большой моде у вельмож были особые «книги часов» — сборники молитв, которые следует читать каждому доброму католику в течение дня. А потому новый покровитель заказал художникам манускрипт, вошедший в историю как «Великолепный часослов герцога Беррийского», который и стал главным делом в жизни братьев Лимбург.

Жан Коломб и «Мастер теней»

К созданию «Великолепного часослова герцога Беррийского» братья приступили в 1411 году. Страницы для него, размером 290×210 миллиметров, изготавливались из пергамента высшего качества, из которого сшивались тетради книжного блока, украшенные большими иллюстрациями и малыми миниатюрами.

Сегодня особо известен цикл часослова «Времена года», где на иллюстрациях можно увидеть крестьян за сезонными работами и развлекающихся представителей знати. Кроме того, на этих рисунках красуются великолепные замки и окружающие их пейзажи. Верхнюю часть иллюстрации украшают календарь и знаки зодиака, которые в те годы использовали для вычисления праздничных дней. Не забыли братья и о своем благодетеле. Так, на первой иллюстрации цикла «Времена года» они изобразили новогодний пир и сидящего за столом Жана Беррийского, принимающего подарки от своих вассалов.

«Великолепный часослов герцога Беррийского»Однако часослов содержит и другие миниатюры, которые сегодня вызывают недоумение историков. Таковыми являются «Анатомический человек» и «План Рима», которые далеки от религиозных традиций. Всего же «Великолепный часослов» насчитывает 412 страниц рукописного текста с иллюстрациями и миниатюрами. Вот только братья Лимбург успели создать лишь определенную часть этого литературного памятника. В 1416 году и сами мастера, и их заказчик умерли во время эпидемии чумы. По завещанию герцога Беррийского, все его движимое имущество перешло в распоряжение короля Франции, причем тогда на знаменитый часослов наследник даже не обратил внимания.

Еще бы, ведь работа над ним оборвалась внезапно, и представлял он из себя разрозненные тетради и гравюры, сложенные в деревянный ящик. И все же спустя несколько лет над часословом начал работать новый художник, имя которого затерялось в анналах истории. Современные исследователи называют его «Мастер теней», что вовсе не случайно. А как же иначе, если тени являлись неотъемлемой частью его работы и рассмотреть их можно на каждой иллюстрации, изготовленной этим автором?

Существует предположение, что под прозвищем «Мастер теней» скрывался не кто иной, как знаменитый живописец ван Эйк, а помогали ему еще несколько художников, оставшихся неизвестными. Но и тогда работа над часословом так и не была закончена. И потому в конце XV столетия, когда знаменитый манускрипт стал собственностью герцога Савойского, над ним продолжили работу придворный мастер Жан Коломб и его помощники.

Сегодня принято считать, что этот художник трудился над листами часослова, размеченными еще братьями Лимбург, закончил недописанные ими миниатюры, а также создал 23 большие иллюстрации (из 66) чудесной книги. Труд художника заказчик оценил в 25 золотых талеров, что говорит о том, что он остался доволен получившимся результатом.

Путь в Шантийи

Увы, Жан Коломб также не смог закончить работу над «Великолепным часословом». В 1490 году герцог Савойский скончался, а некоторые страницы манускрипта так и остались незавершенными, хотя несколько поколений художников трудились над ним почти 80 лет. Трудно поверить, но после кончины герцога Савойского знаменитая рукопись на три с лишним столетия пропала из поля зрения историков.

Известно, что в конце XVIII столетия один из владельцев книги приказал переплести труд средневековых мастеров, и часослов наконец-то приобрел красную сафьяновую обложку. Версии современных исследователей гласят, что за это время книга, заказанная герцогом Беррийским, успела побывать в Голландии и в Италии, где и началась новая часть ее истории.

В начале XIX столетия некий коллекционер старинных рукописей нашел часослов в маленьком книжном магазинчике в Генуе. Он привез знаменитый манускрипт во Францию, где показал его немецкому историку и искусствоведу Густаву Фридриху Ваагену. Вскоре о памятнике средневековой литературы заговорили по всей Европе, о нем узнал и один из сыновей бывшего короля Франции Луи-Филиппа, герцог Омальский. В 1856 году он приобрел знаменитый часослов за 22 тысячи франков.

К тому времени у этого принца уже была довольно неплохая коллекция произведений искусства, которая хранилась в замке Шантийи. Незадолго до своей смерти герцог Омальский передал все собранные им драгоценные раритеты, в том числе и часослов в дар французскому государству. Правда, при этом в своем завещании сын Луи-Филиппа поставил одно условие: рукопись и остальные экспонаты не должны покидать пределы его замка.

Вот так замок Шантийи и стал Музеем Конде, а знаменитый манускрипт — одним из главных его экспонатов. За время, когда «Великолепный часослов» являлся собственностью герцога Омальского, не прекращалось его изучение. Так, он первым определил, что заказчиком рукописи являлся Жан Беррийский, а в каталоге рукописей Шантийи сын Луи-Филиппа посвятил часослову целую главу. Последующие исследования манускрипта показали, что над его оформлением трудились 23 мастера, которыми кроме основных авторов часослова стали и неизвестные помощники «Мастера теней» и Жана Коломба. Можно сказать, что этому коллективу художников удалось создать потрясающую книгу, которая вот уже несколько веков открывает людям удивительные картины давно ушедшего Средневековья.

Елена ЛЯКИНА

  Рубрика: Невероятные артефакты 134 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,235 сек. Потребление памяти:9.42 mb