Застывшая реальность

Автор: Maks Янв 29, 2020

Когда смотришь на дореволюционные фотографии, понимаешь, что это настоящие произведения искусства. И возникает вопрос: кем были люди, занимавшиеся фотографией в те далекие времена?

Первые шаги

Пионером русской фотографии был выпускник кадетского корпуса Алексей Греков. К сожалению, об этом человеке известно крайне мало. Но и того, что мы знаем, достаточно для признания очевидного факта: Греков внес большой вклад в фотоискусство.

В 1839 году француз Луи Дагер рассказал о способе получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Этот способ получил название «дагеротипия». В том же году благодаря академику Иосифу Гамелю о работах Дагера узнали в России.

Греков чрезвычайно заинтересовался этими открытиями и уже через год усовершенствовал дагеротипный аппарат. Аппараты Грекова стоили в несколько раз дешевле, чем французские. Он также нашел способ, чтобы сделать изображение более долговечным.

Алексей Федорович открыл первый в России «художественный кабинет». В те времена существовала проблема: объекты съемок должны были сохранять неподвижность в течение пятнадцати минут. Это серьезно осложняло работу, когда дело касалось портретов, а в особенности когда снимать приходилось детей. Грекову удалось сократить время выдержки до пяти минут.

Увы, опыты и эксперименты дорого обошлись фотографу. Дорого — в прямом смысле. Он задолжал кучу денег московской типографии, в которой работал, и не смог расплатиться до конца жизни.

Чуть позже Грекова фотографией заинтересовался Сергей Левицкий, чиновник Министерства внутренних дел. В 1842 году во время командировки на Кавказ он познакомился с Юлием Фрицше, химиком и фотоэнтузиастом.

Левицкий так увлекся фотографией, что оставил государственную службу и уехал в Париж. Там он слушал лекции в Сорбонне, завел знакомство с Дагером и наблюдал за опытами по совершенствованию дагеротипии. После Франции Левицкий отправился в Италию. Считается, что там он сфотографировал Николая Гоголя, хотя эта информация недостоверна.

Вернувшись в Россию, Левицкий открыл фотоателье, которое называлось «Светопись». Он первым стал использовать искусственное освещение во время съемок. Первым начал делать коллажи и применять ретушь.

В своем фотоателье Левицкий сделал огромное количество фотопортретов знаменитых русских писателей, художников и общественных деятелей. О его работах узнал Николай I, и Левицкий стал придворным фотографом. Он фотографировал и Николая I с женой, и семью Александра II (в том числе его вторую жену — княгиню Юрьевскую), и семью Александра III.

Более того, Сергей Львович поработал и при французском дворе, получив звание «фотограф императора Наполеона III».

Дело Сергея Левицкого продолжил его сын Рафаил, ставший личным фотографом Николая II.

«Отец российского фоторепортажа»

Еще одним новатором в искусстве фотографии был Карл Булла. Он родился в Пруссии, но то ли в 10, то ли в 12 лет оказался в Санкт-Петербурге и устроился рассыльным в фирму по производству и продаже фотопринадлежностей. Мальчик проявил живейший интерес к работе. Карла заметили, оценили его несомненный талант и сделали лаборантом в фотостудии при фирме.

А в 20 лет Булла открыл свой первый салон — в здании Пассажа на Невском проспекте. Проявив себя талантливым фотографом-портретистом, он быстро обзавелся большим количеством клиентов. В работе ему помогали природная общительность, умение развлечь клиента шуткой или байкой. Именно поэтому люди на его фотографиях выглядят естественно и непринужденно.

Но в отличие от Левицкого, Буллу интересовали не только портреты. Он первым начал снимать жизнь такой, какая она есть. Недаром его называют «отцом российского фоторепортажа».

В 1886 году Карл Карлович получил в МВД специальное разрешение снимать на улицах. При условии, чтобы «при производстве означенной работы не было причинено стеснение публики и экипажей». И Булла снимал все: здания, набережные, парады и смотры, рабочих людей. Среди его работ есть даже фото обеда в столовой для бедноты.

При этом Карл Карлович обладал деловой хваткой. В конце XIX века стали популярными почтовые открытки. И Булла открыл собственную типографию, где печатал открытки со своими фотографиями. А с 1897 года его снимки начали печататься в журнале «Нива», тираж которого доходил до 250 тысяч. Булла прославился на всю страну.

Он разместил о самом себе рекламное объявление: «Всегда готов к выходу и отправляется по приглашению, куда бы ни потребовалось. Снимает все, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днем, так и во всякое вечернее время при своем искусственном свете».

Карл Карлович процветал. В 1910 году доход фирмы «Булла и сыновья» достиг 250 тысяч рублей. Но в 1917 году сладкая жизнь закончилась — Булла эмигрировал в Эстонию, где и умер в 1929 году.

Уникальная коллекция

Фотографии старой России Прокудина-ГорскогоВыдающимся фотографом был и Сергей Прокудин-Горский. Он стал пионером цветной фотографии. До него все цветные снимки были лишь раскрашенными карточками. Прокудину-Горскому удалось получить первые цветные изображения. Правда, способ их получения был невероятно сложным.

Кроме того, у Сергея Михайловича была мечта: создать российскую летопись в фотографиях. Его инициативу поддержал Николай II. Фотограф получил средства передвижения и бумаги, позволявшие ему беспрепятственно посещать любую область страны.

В результате появилась «Коллекция достопримечательностей Российской империи», состоявшая из 3500 снимков. Она имеет не только культурную, но и практическую ценность: реставраторы используют ее при восстановлении исторических памятников.

Женский взгляд

Особняком в ряду энтузиастов фотографии стоит имя Евгения Буринского. Он считается «отцом судебной фотографии».

В 1889 году Буринский провел судебную экспертизу и с помощью фотографического цветоделения доказал поддельность подписи на документе. В том же году он основал первую в мире судебно-фотографическую лабораторию при Санкт-Петербургском окружном суде.

Позже Буринский возглавил фотолабораторию Академии наук, занимавшуюся восстановлением содержания древних рукописей. Академия присудила ему Ломоносовскую премию «за метод исследования, равный значению микроскопа».

До революции фотографией занимались не только мужчины. Первой в России женщиной-фотографом стала Елена Мрозовская. Правда, сначала она работала учительницей и продавцом. Но в 1892 году она окончила фотографические курсы при Русском техническом обществе в Санкт-Петербурге. Потом Елена Лукинична совершенствовала знания в Париже.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Мрозовская открыла свой салон на Невском проспекте. Она фотографировала Николая Римского-Корсакова, Матильду Кшесинскую, Веру Комиссаржевскую. В каждой фотографии Мрозовская стремилась отразить особенности характера человека.

В начале XX века Елена Лукинична была уже признанным фотографом.

Ее высоко ценил Прокудин-Горский, а почетное звание Мрозовской звучало так: «Фотограф Петербургской консерватории, Императорского русского музыкального общества, двора Их королевского величества великого князя Черногории и князя Болгарского».

Все люди, о которых мы говорили, не только внесли огромный вклад в развитие фотографии, но и оставили поразительное наследие. Благодаря их работам мы имеем возможность заглянуть в прошлое и узнать, каким оно было на самом деле — неприкрашенное и не искаженное восприятием художников, а истинное, запечатленное бесстрастной и лишенной воображения фотокамерой.

Анна ГЛУХОВА

,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,139 сек. Потребление памяти:8.18 mb