Земля в иллюминаторе видна…

Автор: Maks Июн 24, 2020

Георгий Береговой о себе говорил скромно: «Таких, как я, — тысячи, может быть, сотни тысяч». На самом деле он — один-единственный. Ни до него, ни после в космос не летали участники войны. Так что Береговой остался в истории единственным космонавтом-фронтовиком

Георгий Береговой родился в 1921 году на Украине. Во время обучения в средней школе в Енакиево был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе.

Небо зовет

В предвоенном СССР самыми романтичными героями были летчики. И для мальчишек не было более желанной цели, чем подняться в небо. Георгий этой цели достиг, занимаясь в Енакиевском аэроклубе. И небо его пленило. В 1938 году он был призван в Красную армию.  В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. На фронт Береговой попал в августе 1942 года, в качестве командира авиазвена 3-й воздушной армии. Летал на штурмовиках Ил-2. Это был самолет не для воздушного боя. Истребители имели преимущество перед штурмовиками, имеющими другие задачи, а потому при столкновении с врагом в воздухе пилотам «илов» приходилось уповать только на маневр и прикрытие соседа. Для прикрытия штурмовиков летали истребители, но в первые годы войны их Красной армии остро не хватало. Приходилось выкручиваться. Про Берегового рассказывают такую историю.

Ведомая им эскадрилья штурмовиков, успешно расстреляв колонну противника на шоссе под Богодуховом, возвращалась на свой аэродром. Вдруг откуда ни возьмись появились вражеские «мессеры» и сели на хвост советским штурмовикам. В этот момент Береговой принял неординарное и, как оказалось, спасительное решение, Он резко повел свою эскадрилью к земле, где раскинулось настоящее море подсолнухов. Близкую цель немецким летчикам тут же закрыла завеса из густого желтого облака лепестков. А советские штурмовики под ее прикрытием благополучно ускользнули и вернулись на базу.

Георгий Береговой находился в строю до самого конца войны. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском и других фронтах. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит.

Свой последний боевой вылет командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии гвардии капитан Георгий Береговой произвел в мае 1945 года с аэродрома Копчани, под Брно, добивая немецкие части, которые продолжали сопротивляться на территории Чехословакии.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Человек на орбите

Георгий БереговойВ мирной жизни Георгий Береговой остался верен небу. В 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей. И 1948-1964 годах испытывал новейшие модели военных самолетов. То была работа для отчаянных парней. В его практике бывало всякое. Двигатель отказывал в воздухе, управление заклинивало, но Береговому помогал боевой опыт. На войне с ним многое случалось. Не раз он, как в песне поется, долетал до своих «на одном крыле». Например, рассказывают, как в боях под Киевом при атаке вражеской автоколонны он попал под обстрел зениток. Снарядами противника у его штурмовика Ил-2 был вырван кусок фюзеляжа и повреждены плоскости, но Береговой все же не стал прыгать с парашютом, а неимоверным напряжением воли довел машину до своего аэродрома. А там пересел на другой самолет и снова устремился в бой. Позднее, уже будучи испытателем, Береговой первым освоил пилотирование реактивного самолета в условиях штопора. Обучал летчиков входу в штопор и выводу самолета из штопора на самолетах Су. В 1961 году Береговому было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

Но Георгий Тимофеевич не привык почивать на лаврах. В 43 года он подал заявление о приеме в Центр подготовки космонавтов. Но в центре имелось строгое предписание брать только летчиков в возрасте до 30 лет. Как уж Береговой сумел убедить руководство центра, что не уступит в деле молодым, неизвестно. Но убедил. Его взяли. И не просто взяли, но доверили отправиться в космос.

26 октября 1968 года на орбиту был выведен космический корабль «Союз-3». Его пилотировал летчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник Георгий Береговой. Его задачей было осуществить первую в СССР стыковку. И хотя попытка стыковки с беспилотным кораблем «Союз-2» в тени Земли получилась неудачной, в остальном полетное задание было выполнено. Полет Берегового в космосе продолжался трое суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полета он был награжден 1 ноября 1968 года второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Жизнь не вечна

Судьба долго благоволила к Георгию Береговому. Она хранила его на фронте, сберегла при испытаниях самолетов, позволила живым вернуться из космоса и спасла 22 января 1969 года, когда Виктор Ильин хотел совершить покушение на Брежнева, но ошибочно обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой.

Но судьба не может хранить вечно. В июне 1995 года Георгий Тимофеевич лег в Москве в клинику на операцию по шунтированию коронарных сосудов. Нр 30 июня 1995 года во время операции, как говорят, его сердце не выдержало наркоза и остановилось. Несмотря на все усилия, реанимировать героя-космонавта медикам не удалось.

Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Это был тот случай, когда человека хоронили не по разнарядке и обязанности. С Береговым люди прощались как с национальным героем. И он это заслужил своей жизнью. Когда в Звездном городке гроб с телом Берегового вынесли на улицу, в небе появилось множество самолетов. Так прощались со своим бывшим коллегой летчики-испытатели. Причем эту дань его памяти они отдали без разрешения своего высокого руководства — по своей инициативе, за что потом, возможно, были наказаны.

Конечно, на похоронах героя-космонавта было все как положено. Торжественное прощание, где в почетном карауле стояли представители руководства партии и правительства, море венков и цветов, пафосные речи и прощальный салют. Но при этом скорбь людей была искренней. Все понимали, что будут в стране другие герои и космонавты, но таких, как он, уже не будет.

Незнакомые люди и по сей день кладут цветы на его могилу, на которой установлен мемориальный комплекс, выполненный из красного и черного гранита. Одна из вертикальных стел скульптурной композиции увенчана бюстом Георгия Берегового. Сзади к памятникам примыкает плита из красного полированного гранита, на которой помещены изображения Земли и трех звезд.

В СССР все космонавты были общими советскими героями. Но с распадом СССР Берегового порой стали называть выдающимся украинским космонавтом. Конечно, хорошо, что на Украине трепетно берегут его память, но все же он был и остается нашим общим героем.

Олег ЛОГИНОВ

При чём здесь Янукович?

Популярность Берегового на Украине обусловлена не тем, что он там родился. В 1978 году Береговой ,6удучиде путатом Верховного совета СССР, помог сыну своего довоенного друга Федора Януковича, с которым они вместе работали на заводе в Енакиево Донецкой области. Его сын Виктор по молодости вляпался в криминальные истории. Береговой помог снять с молодого парня две судимости  и взял его на работу -с воим помощником. А потом Виктор Янукович стал президентом независимой Украины.

  Рубрика: Легенды прошлых лет 620 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,310 сек. Потребление памяти:9.69 mb