Железные кони рвутся к финишу

Автор: Maks Окт 11, 2021

Дореволюционная Россия — вопреки расхожему мнению — отнюдь не была отсталой страной. Пример тому — автогонки, которые проходили в нашей стране с конца XIX века.

ИГРУШКИ СУМАСБРОДОВ

Первым автомобилем, поехавшим по дорогам Российской империи, стал французский «Панар», привезенный в 1891 году по заказу газетного издательства «Одесский листок». Следом автомобили появились в Санкт-Петербурге и других городах России.

К 1896 году на российских дорогах собралось столько автомобилей, что возникла необходимость издать «Правила о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». И в том же году изобретатели Евгений Яковлев и Петр Фрезе представили публике первый автомобиль российского производства, по многим показателям превосходивший заграничные модели.

Российское общество еще только привыкало к машинам на дорогах. Простой народ боязливо крестился вслед безлошадным «бесовским повозкам», деловые люди воспринимали их как глупую дорогостоящую игрушку богатых сумасбродов. Многие обвиняли техническую новинку во всех смертных грехах: в развращении нравов, в растлении подрастающей молодежи и даже в неурожае.

Производители автомобилей, разумеется, были крайне заинтересованы в популяризации своего товара и увеличении продаж. А среди водителей довольно быстро возник дух соперничества. В итоге появились автогонки — яркое и необычное зрелище, которые привлекало внимание всех слоев населения и наглядно демонстрировало все преимущества нового вида техники.

В 1894 году во Франции прошла первая автогонка «Париж — Руан». Русские автолюбители не собирались отставать от своих иностранных коллег.

Спустя четыре года после французской гонки идея провести похожее мероприятие в России пришла в голову коммерсанту Луи Мази. Он владел первым в стране автосалоном «Магазин велосипедов и моторов фирм “Клеман”, ’’Гладиатор” и ’’Фебус”», расположенным в Санкт-Петербурге.

СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Предприимчивый француз развил бурную деятельность. Напором и обаянием он покорил учредительный совет Общества велосипедной езды Санкт-Петербурга и редакцию журнала «Самокат». Первую в Российской империи автогонку на Кубок Общества велосипедной езды было решено провести 4 октября 1898 года на участке дороги от станции Александровская до станции Стрельна длиной 39 верст (41,6 км).

К участию допускался любой автотранспорт отечественного или иностранного производства, но с весьма существенным ограничением — весом не более шести пудов (98,3 кг). По совершенно, разумеется, случайному стечению обстоятельств в эти условия идеально вписывались продаваемые господином Мази трициклы фирмы «Клеман» (трицикл — транспортное средство на трех колесах).

Каждый участник был обязан выплатить взнос — три рубля. Сумма по тем временам не астрономическая, но ощутимая.

Желание участвовать в гонке изъявили 14 человек, но на трассу смогли выйти только семеро. Это были сам Мази, Альфонс Мерль, Павел Беляев, поручик фон Лоде, Сергей Степанов и Петр Шнейдеров. Все они предсказуемо выбрали трициклы «Клеман» с мотором «Де Дион-Бутон» мощностью 1,75 лошадиной силы. Седьмым — вне конкурса — в гонке принял участие представитель фирмы «Шпан». Его более тяжелый и мощный четырехколесный фаэтон фирмы «Бенц» в итоге взял на борт представителя прессы и неких дам.

Организаторам гонки пришлось героически преодолевать административные препоны. Их преодолели, хотя провести соревнование в срок не удалось. Старт перенесли на неделю — на 11 октября.

Тут в дело вмешалась погода — ударили холода, пошел мокрый снег. Дороги прямо на глазах стремительно превращались в «направления», но дальше тянуть со стартом было уже невозможно.

СНЕГ НЕ ПОМЕХА

Автогонки в дореволюционной РоссииДо Александровской участники везли свои трициклы по железной дороге. Их выгрузка произвела настоящий фурор. К станции сбежались сотни зевак.

Бравируя мастерством, Мази поехал на своем «Клемане» прямо по перрону, из-за чего гонка для него вполне могла закончиться, не начавшись. Возмущенный подобным хулиганством станционный жандарм едва не отправил лихого француза в околоток.

Наконец, первые страсти улеглись, судьи и гонщики заняли свои места. Грохнул стартовый выстрел, и участники гонки рванулись с места. Да-да, именно участники, а не автомобили. Ведь — по условиям гонки — автомобиль сначала требовалось завести, а для первых моделей автотранспорта эта задача была непростой и небыстрой.

Примерно через 10 минут автомобили «прочихались», разогрелись и помчались по дороге на «бешеной» скорости 20 км/ч. Гонка началась. Буквально через несколько минут первым сошел с трассы поручик фон Лоде. Его трицикл не сумел разминуться с санями-дровнями — и технический прогресс в буквальном смысле слова столкнулся с патриархальным прошлым.

К счастью, все участники аварии, в том числе лошадь, отделались легким испугом, но переднее колесо трицикла ремонту уже не подлежало. Описание состояния саней не сохранилось.

Еще через полчаса из гонки вышел Мази. Он сослался на некую неисправность, но, скорее всего, хитрый француз просто решил избежать неловких ситуаций и обвинений в подтасовке результата в случае своего выигрыша. В конце концов, главный приз — продажу своих автомобилей — он уже получил.

Оба гонщика-неудачника весело болтали на обочине трассы, попутно лепя из мокрого октябрьского снега забавные фигурки остальных участников гонки, оснащая их деталями от разбитого трицикла фон Лоде.

Первым линию финиша у станции Стрельна пересек Павел Беляев. Его результат — 1 час 36 минут и 33 секунды. Вторым пришел Мерль, третьим — Степанов. Победители получили, соответственно, золотой, серебряный и бронзовый жетоны с гравировкой «Приз за первую в России гонку моторов».

Сейчас сам ход гонки, и скорость участников могут показаться смешными, но для того времени это был колоссальный шаг вперед. Средняя скорость составила 26,5 км/ч, что — с учетом погодных и дорожных условий — было очень даже неплохо. Автоспорт в России получил мощный толчок к развитию, общественность увидела в моторах нечто большее, чем пустую забаву.

Гонки продолжались, причем на смену трициклам пришли настоящие автомобили.

ГОНКА ПО КРУГУ

18 мая 1914 года состоялась автогонка на специальной кольцевой трассе — Гран-при Санкт-Петербургского автомобильного клуба. Соревнования проходили под покровительством члена императорской фамилии — великого князя Сергея Михайловича.

Гонщики должны были проехать семь кругов общей протяженностью 224 километра. Изначально планировалось 14 кругов, но этому воспротивился петербургский губернатор, ведь на время гонки приходилось перекрывать дороги.

Вдоль трассы поставили оцепление из солдат и жандармов, дежурили несколько бригад врачей и фельдшеров. На обочину у самых крутых поворотов насыпали своеобразные смягчающие барьеры из песка. Для зрителей соорудили трибуны, работал буфет.

На гонку вышли 12 участников, из них двое — гости из-за рубежа: профессиональный гонщик из Германии Вилли Шолль и итальянец Бериа д’Аржентина. Именно между ними почти со старта развернулась основная борьба за лидерство в трехчасовой гонке.

Но к четвертому кругу в схватку за второе место вклинился россиянин Степан Овсянников на автомобиле английского производства. На последнем круге наш соотечественник сумел обойти итальянца д’Аржентину. А уверенную победу одержал хладнокровный Шолль, опередив Овсянникова на целых восемь минут. Третье место досталось д’Аржентине. Четверо участников по различным причинам до финиша не доехали.

Иностранцы особо отмечали, что гонка была организована образцово и прошла великолепно. Качество трассы, уровень безопасности, работа судей, медицинская помощь — по всем этим показателям соревнования под Петербургом превосходили любое европейское Гран-при.

Увы, соревнования 1914 года стали последней крупной автогонкой в Российской империи. Через месяц прозвучал роковой выстрел в Сараево, ознаменовав начало Первой мировой войны. А в 1917 году Российская империя исчезла в огне революции.

Дмитрий ШУХМАН

Загадки истории » Праздники, нравы и традиции » Железные кони рвутся к финишу

, ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 70 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:32. Время генерации:0,724 сек. Потребление памяти:10.87 mb