Мясник по человечинеПопулярное утверждение, что «война всё спишет», далеко не всегда оказывается верным. Держать ответ за преступления, совершенные на войне, всё равно приходится. Иногда при жизни, а иногда уже после её окончания. Как это произошло с древнекитайским генералом Бай Ци, ставшим для миллионов людей воплощением зла и жестокости. Война — жестокое дело. И часто требует принятия жёстких решений. Однако никогда она не бывает оправданием для зверства и бессмысленной жестокости. Поэтому генерал Бай Ци, бывший одним из самых талантливых полководцев древнего китайского царства Цинь, вошёл в историю отнюдь не как творец блестящих побед. Его имя для любого китайца — символ бесчеловечной жестокости. Ведь за свою военную карьеру он обрёк на смерть миллионы людей, не имевших возможности сопротивляться. «Умиротворяющий оружием»Время с 5-го века по 221 год до нашей эры называется в китайской истории периодом Сражающихся царств. Около полутора десятков независимых государств боролись друг с другом, не жалея человеческих жизней. Кто-то стремился объединить всех под своей властью, кто-то — всего лишь отстоять собственное право на свободную жизнь. К концу периода Сражающихся царств самым влиятельным и агрессивным было царство Цинь, покорявшее соседей одного за другим. Собственно, период и закончился объединением Китая под властью циньского правителя Цинь Шихуанди. А самым выдающимся военачальником Цинь в начале 3-го века до нашей эры был генерал Бай Ци. Всю свою жизнь он провёл в военных походах и на любой должности оказывался талантливым исполнителем и руководителем. Благодаря действительно недюжинному таланту к военному делу, его карьера бодро шла в гору. В 294 году до нашей эры он достиг 10-го ранга знатности (Цинь была ужасно бюрократическим государством, где по рангам и разрядам было расписано буквально все) и получил право самостоятельно командовать войсками. Год спустя Бай Ци одержал свою первую громкую победу. В битве при Ицюэ он наголову разбил в два раза превосходящую циньцев по численности союзную армию царств Хань и Вэй. Именно тогда правитель Цинь Чжаосянван понял, что у него появился генерал, способный выиграть практически любое сражение. Лишь одно омрачило победное торжество — невероятная жестокость, которую проявил Бай Ци по отношению к побеждённым. По его приказу было обезглавлено 240000 воинов противника, взятых в плен. Однако, так как итогом битвы стало пленение вражеского полководца и захват пяти городов, то никаких претензий за кровожадность Бай Ци предъявлять не стали. Наоборот — его похвалили и дали должность говэя — командующего войсками. Главным полководцем Цинь Бай Ци был на протяжении более 30 лет. За это время он выиграл множество сражений, ни разу не потерпев поражения, и взял в осаду 70 городов. По мнению современников, сравниться с ним в полководческом искусстве могли лишь три военачальника того же времени. В награду за покорённые города и царства Бай Ци получил звание уань-цзюнь, которое жаловалось лишь в исключительных случаях и приблизительно соответствовало привычному для нас фельдмаршалу или генералиссимусу. В переводе с китайского это значит «правитель, умиротворяющий оружием». 240 оставшихся в живыхОднако враги трепетали перед именем Бай Ци вовсе не из-за его тактических и стратегических талантов. Практически каждая одержанная им победа завершалась кровавой резнёй, которую по приказу генерала учиняли над пленными. В 273 году до нашей эры, взяв город Хуаян в царстве Вэй, Бай Ци обезглавил 130 тысяч воинов. А после победы над армией царства Чжао утопил 20000 пленников в водах реки Хуанхэ. Поэтому чаще всего Бай Ци называли не парадными титулами и званиями, а прозвищем, данным ему в народе: Жэньту («Мясник по человечине»). Его же это нисколько не смущало. Генерал полагал, что чем меньше врагов он оставит в живых, тем легче будет следующая победа. Самой известной победой Бай Ци стал разгром армии царства Чжао при Чанпине в 260 году до нашей эры. Это было поистине грандиозное сражение — со стороны Цинь в нём участвовали 650 тысяч человек, а со стороны Чжао — около полумиллиона. Армией Чжао командовал молодой генерал Чжао Ко, отлично подкованный в теории боевых действий, но не имевший никакой практики. Предприняв хитрый манёвр с ложным отступлением, Бай Ци заманил противника в тесную горную долину, а затем поставил на всех перевалах, ведущих из неё, сильные отряды. Из-за ограниченной подвижности прорваться армия Чжао не смогла и оказалась в полной блокаде, без воды и еды. Так они провели 46 дней. Положение было безнадёжным и отчаянным — дело уже дошло до случаев людоедства среди солдат Чжао. В этот момент Бай Ци предложил окружённым воинам сдаться, пообещав, что на этот раз проявит милосердие. Ситуация была безвыходной, и потому Чжао Ко поверил слову своего врага. Но тот и не собирался его держать. По приказу Бай Ци 400000 сдавшихся в плен воинов были закопаны в землю живыми. Жизнь сохранили лишь 240 юношам, которые должны были отправиться домой и рассказать о том, что армии царства Чжао больше не существует. Так Бай Ци хотел окончательно сломить боевой дух противника. Это оказалось для правителя Цинь уже чересчур. Ведь он покорял соседние царства для того, чтобы править ими, а не для того, чтобы превратить их земли в безлюдную пустыню. Поэтому, несмотря на уговоры Бай Ци, Чжаосянван не стал развивать наступление, предпочтя заключить с Чжао мир. Генерал, узнав об этом, был вне себя от ярости. Ему казалось, что его блестящие победы обесцениваются бессмысленными дипломатическими уловками. «Чем я провинился перед Небом?»В 258 году до нашей эры Бай Ци заболел. В его отсутствие циньская армия потерпела несколько поражений, а потому Чжаосянван с нетерпением ждал, когда же его непобедимый генерал вернётся в строй. Однако его ждал неприятный сюрприз. Бай Ци упорно отказывался снова возглавить армию Цинь, ссылаясь на то, что никак не может оправиться от болезни. При этом он даже не скрывал, что это всего лишь предлог, а истинная причина состоит в том, что ему не нравится политика правителя. Раз за разом Чжаосян-ван требовал от Бай Ци возглавить войска. И раз за разом тот отказывался. При этом после каждого поражения армии Цинь (а они стали случаться всё чаще — противники царства создал мощный союз) громко заявлял, что «так воевать нельзя» и все беды происходят из-за того, что никто не слушает его советов! Это вызвало гнев правителя. В 257 году до нашей эры Чжаосян-ван сначала разжаловал прославленного уань-цзюня в рядовые, а затем отправил в ссылку. Сразу после этого некоторые советники стали говорить Чжаосян-вану, что теперь обиженный и униженный Бай Ци вполне может переметнуться к врагу. Этого допустить было нельзя — на службе у любого другого правителя Бай Ци был бы страшно опасен для царства Цинь, дела у которого и так шли неважно. Так и не простив генералу его заносчивость и дурное поведение, правитель приказал ему покончить с собой. Вот как рассказывает об этом китайская хроника: «Тогда циньский ван послал человека поднести Бай Ци меч, чтобы тот покончил с собой. Уань-цзюнь принял меч и, готовясь к смерти, сказал: «Чем я провинился перед Небом, что дошёл до такого?». А через некоторое время добавил: «Я, конечно, должен умереть. После боёв под Чанпином я обманул несколько сотен тысяч сдавшихся нам воинов Чжао и закопал живьём в землю. Этого достаточно, чтобы заслужить смерть». И покончил с собою. Циньцы сожалели о нём, в городах и селениях приносили ему жертвы». Правда ли кто-то сожалел о «мяснике по человечине» и поминал его жертвами — достоверно неизвестно. А вот о том, какую память он оставил о себе в Чжао, можно судить по тому, что и по сей день в китайском городе Гаопине (бывший Чанпин, возле которого произошла роковая битва) в ресторанах подают блюдо, называющееся «бай-ци-жоу» — «мясо Бай Ци». Это белый бобовый творог тофу, нарезанный на части. Так бывшие жители царства Чжао хотят показать: их ненависть к убийце пленников столь велика, что они готовы разрезать его на куски и съесть. Виктор БАНЕВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|