История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Тихие ужасы «Почтенного юноши»

Нередко злодеяния исторического персонажа, рассматриваемые в контексте эпохи, меркнут на фоне других, более важных событий. Так случилось и с Монтесумой II Младшим, фактически последним императором Теночтитлана - могущественного государства ацтеков, ставшего легкой добычей испанских конкистадоров...

К началу XVI века власть в городе-государстве Теночтитлан (нынешний Мехико), самом могущественном в империи ацтеков, получил Монтесума II Шокойоцин («Почтенный юноша» в переводе с языка науа). Ацтекам выпало совсем немного времени, чтобы приготовиться к самому серьезному испытанию в своей истории - нашествию европейских варваров, жаждущих золота и новых земель.

Увы, драгоценное время было потрачено на внутренние распри. И не последняя роль в этом «проваленном экзамене» выпала Монтесуме II.

И жрец, и воин

Этому уже немолодому человеку, родившемуся в 1466-м, власть досталась в 1502 году. У него были великие предки - он являлся племянником предыдущего монарха Ауисотля и сыном правителя Ашаякатля.

До своего вступления на трон он демонстрировал свои лучшие качества: был человеком отчаянной храбрости, во время военных действий первым бросался на неприятеля. Недаром он получил один из высших военных титулов у ацтеков - тлакочкалькатль. Кроме того, Монтесума был очень религиозен, одновременно выступая в роли жреца и астролога, что воспринималось ацтеками как стремление к знаниям.

Поэтому в 1502 году, после смерти предыдущего императора, Монтесуму единодушно выбрали тлатоани (верховным правителем) Теночтитлана. Когда «совет четырех» (верховного правителя выбирали четыре представителя знатных родов) поручил ему важнейший пост в стране, Монтесума незаметно выскользнул из зала. За ним побежали и нашли его в храме - новый тлатоани смиренно стоял перед алтарем и горячо молился.

Как было не восхититься ацтекам? Казалось, небеса сжалились над многострадальным народом и наконец-то послали ему самого достойного!

«Ага, как бы не так!» - скажет циник, знающий, что на самом деле произойдет дальше: «Почтенный юноша» ко всему прочему был хорошим лицедеем. Почти как Нерон или Иван Грозный, вождь ацтеков мог принять любое обличье.

Первые чистки

Монтесума и Кортес

Но первые шаги нового тлатоани носили вполне мирный характер: Монтесума принимал новые законы, проводил административные реформы, а потом решил, что границы Теночтитлана слишком тесны, и решил их расширить - повел свою армию на завоевание новых земель. Казалось бы, остальному населению можно было спокойно заниматься привычными делами: работать, торговать, рожать детей, собирать урожаи.

Но не тут-то было: вскоре новый вождь, не забывающий об укреплении своей власти ни на минуту, решил провести административную чистку. Как сообщают хроники, он задумал избавиться ото всех тех, кто служил его предшественнику - покойному тлатоани Ауитсотлю, - включая курьеров, посланников, а также старейшин общин и участников более мелких объединений. И не просто удалить их из двррца - все они были преданы смерти!

Официально чистка объяснялась тем, что якобы все попавшие в опалу являлись «людьми низкого происхождения», «необразованными». Монтесума II желал, чтобы его окружали «люди благородные». Места убитых вскоре заняли его «родственники», «братья», «сыновья вождей». Тут-то жители Теночтитлана, среди которых не было никого, кого бы не затронула внезапная чистка, поняли - новый вождь далеко не прост.

Затаив дыхание, люди молились своим богам, чтобы беды обошли их стороной. Но Монтесума и с богами был на короткой ноге, и они, по-видимому, сообщали ему, чего боится народ. Тлатоани быстро организовал все, чего люди так боялись: голод, репрессии и бесконечные жертвы богам!

На волнах крови

В план административной реформы Монтесумы входило создание собственной гвардии - он приказал прибыть в город правителям и вождям провинциальных центров и городов вместе со слугами. Поселив их во дворце, он со временем отобрал из них наиболее подготовленных и заставил служить себе. Это были своеобразные «опричники» ацтекского государя. Гвардия Монтесумы выполняла двойственную роль: они одновременно были и охранниками, и заложниками.

Обеспечив себе тыл, Монтесума уже в 1507 году короновался как «император мира» («чем анахуак тлатоани» на языке науа), после чего устремил свой взор вдаль - он жаждал новых приобретений.

В этот момент восстал Икпатепек - гороя располагавшийся в Оахаке, довольно крупный центр, ранее уже покоренный ацтеками. Восставшие перебили всех, кого оставили в городе завоеватели, и объявили новому вождю войну. Монтесума, прихватив сиуакоатля (главного военного вождя) Тлилпотонки, ринулся на усмирение непокорного города.

Но по пути его неожиданно обуяла вспышка подозрительности: императору показалось, что его приказы выполняются недостаточно тщательно. Чтобы проверить, так ли это, уже в конце первого дня похода он отдал Тлилпотонки совершенно чудовищный приказ - возвратиться в Теночтитлан и обезглавить всех опекунов (воспитателей) своих детей, компаньонок его жен и наложниц, а также других дворцовых женщин, и заменить их новыми.

Вслед за ним Монтесума послал соглядатаев, дабы проверить, исполнено ли его повеление. Разумеется, все было исполнено. Его власть была сильна как никогда - военный вождь выполнял приказания, не смея возразить ни словом, ни тем более делом. Можно было спокойно заниматься любимым ремеслом: жечь, резать, убивать. Этим Монтесума и занялся.

Завоевывать новые города Монтесума любил. Но не только для того, чтобы доказать окружающим свою силу и власть: сами ацтеки подозревали, что их верховный правитель воюет с такой частотой только лишь ради пленных. Монтесума обожал жертвоприношения, и количество пленных, убитых ритуальным способом, поражало воображение. Так, однажды Монтесума отправил под обсидиановый нож 12 тысяч пленных и лично потрошил их с величайшим тщанием.

Ритуальные жертвоприношения при Монтесуме стали любимой «забавой» ацтеков. Однажды пленные воины (тлашкальцы и уэшотцинки) в честь богини Тонатцин были принесены в жертву с невероятной жестокостью. Для начала пленных разделили на три группы. Первая была принесена в жертву обычным способом: рассекалась грудь и вырывалось сердце. Вторая прошла через испытание огнем: пленных сначала поджаривали на жаровне и затем уже у полумертвых вырывали из груди сердце. Для третьей группы несчастных у храма богини Тонатцин был построен специальный эшафот со столбами - жертв привязывали к столбу и затем убивали стрелами.

Монтесума радовался как ребенок. Однако тлашкальцы и уэшотцинки были потрясены жестокостью, ибо они с пленными ацтеками поступали гуманнее. Принято было, чтобы пленник умирал на жертвенном камне не мучительной смертью (ибо это не казнь), а быстро и легко. В отместку за зверства уэшотцинки направили в Теночтитлан лазутчиков, и те ночью сожгли храм злосчастной богини. Считая пожар в храме дурным знаком, Монтесума приказал казнить жрецов, не проявивших необходимой бдительности.

К 1519 году, когда пришли испанцы, Монтесума умудрился перессориться со всеми родственниками - братьями, тестем, племянниками, жившими в других городах, - и объявил их «врагами дома».

Он периодически ходил на них войной, но убедившись, что завоевать непокорных не удается, применил другие методы. Например, городу Тлашкала объявил экономическую блокаду, желая задушить его голодом.

Неудивительно, что Тлашкала, как и множество других городов в 1519 году, с распростертыми объятиями встретила завоевателей-испанцев.

И все же при правлении Монтесумы Младшего Теночтитлан достиг наивысшего расцвета. Правда, мощь государственного образования проверяется в том числе и стойкостью, с которой оно способно противостоять внешнему врагу. Увы, империя Монтесумы II к приходу конкистадоров была полностью деморализована и истощена. Да и сам император не шибко горел желанием воевать с новыми врагами. Так что конкистадоры с легкостью взяли его в плен и, помучив, заставили призвать народ к покорности.

Желая понравиться завоевателям, 53-летний Монтесума приказал жителям города сдаться конкистадорам. Но разгневанные жители отказались: они забросали императора камнями, отчего он и испустил дух.

Артур ОДИНЦОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Злодеи     Следущая