Знамёна самураев

Автор: Maks Фев 10, 2022

Какую тайну может заключать в себе знамя, на котором вроде бы все изображено? Солнце, гора, ветвь, молот, серп, крест… Может! Понять символику знамен японских самураев совсем не просто. Причем знамен не только большого размера, но и тех, что развевались у воинов за спиной.

А что вы скажете, узнав, что в Средние века треть японских солдат на поле боя только тем и занимались, что носили всевозможные флаги? Между тем различие в культурах как раз и начинается с различия в языках, символах и знаках, в том числе и в тех, что исстари использовались воинами разных стран в бою.

Хорошо заметные хата дзируси

Начнем с того, что геральдика в Японии имела то же значение, что и в средневековой Европе. Герб, эмблема помогали опознать павшего в бою воина, а его победителю, принесшему своему господину отрубленную голову врага как свидетельство подвига, — получить награду. Такая практика издавна существовала в Стране восходящего солнца, и вот тут-то уж без опознавательных знаков обойтись было просто невозможно. Однако если в Европе гербы рыцарей помещались на щитах, то самурайский кодекс не позволял прятаться за щитом, и такие знаки — моны — носили на одежде и доспехах. Кроме того, заметные издалека геральдические штандарты полководцев, называемые ума дзируси, или «конские знаки», использовались для того, чтобы собирать войска на поле сражения.

В отличие от европейских гербов японские моны были очень просты и легче запоминались, кроме того, их было очень легко рисовать на этих самых ума дзируси. Черный рисунок на белом либо красном фоне — вот вам и все знамя или хорошо заметный символ. Это мог быть и черный круг на белом поле, цеп для обмолота риса, цветок павлонии, конь, крест в круге, а то и просто какой-нибудь иероглиф — например, входящий в имя того, кому принадлежали доспехи или флаг.

Ну а сами эти флаги (в XII веке их стали называть хата дзируси) выглядели так: длинный и узкий «вымпел», прикрепленный к горизонтальной поперечине на древке. Во время сражения их несли пешие и конные воины, сопровождавшие элитные отряды конных лучников-самураев.

Изображали моны и на маку — огромных матерчатых ширмах, которыми окружали то место, где полководец со своим штабом находился во время сражения, а также на кусках ткани, крепившихся на шлеме (каса дзируси) и на обоих наплечниках (содэ дзируси), нужных, чтобы в сутолоке боя определять своих и чужих.

Нобори и сасимоно

Самураи со своими хата дзирусиПоскольку со временем кроме самураев в японскую армию попали и множество крестьян, проблема идентификации войск на поле сражения встала особенно остро. Например, в 1572 году в армии Уэсуги Кэнсина (один из лучших полководцев периода Сэнгоку — со второй половины XV до начала XVII века) из общего количества в 6871 человек 6200 были пехотинцами, из которых 402 являлись знаменосцами, превосходившими числом даже мушкетеров! Тогда, наряду со старыми, появились еще и новые виды флагов — например, нобори, имевший узкое полотнище, пришнурованное к древку в форме буквы «Г», благодаря чему оно не скручивалось на ветру и было хорошо заметным в любую погоду.

Некоторые нобори были настолько велики, что знаменосцу приходилось нести его закрепленным у себя на спине, а двум и даже четырем идущим рядом с ним воинам (обычно это были асигару — то есть воины из крестьян) удерживать его за специальные растяжки. Нобори были знаменами отдельных подразделений. Но для персональной идентификации использовался флажок меньшего размера, называвшийся сасимоно, который крепился на спине самурая в деревянном «пенале», да к тому же еще и двумя шнурами привязывался к кольцам на нагрудной пластине его кирасы. Как правило, на сасимоно изображался герб того даймё (князя), которому служил самурай, тогда как сами подразделения различались по их цветам.

Удивительно, но помимо собственно флажков — в общем-то, удобного и хорошо заметного издали знака — существовали и сасимоно в виде объемных фигур, порой самого фантастического вида. Вот тут уж фантазия самураев просто не знала границ! Плюмажи из перьев и меховые шары, деревянные позолоченные тыквы и золотые веера, погремушки буддийских монахов, толкучки для риса (причем огромные!), сделанные из бумаги и картона, крепились к тем же древкам, что и флаги сасимоно. Впрочем, порой и самих этих флагов было уже несколько — два, три, пять — лишь бы только выделиться среди всех.

«Золотой веер» и «тысяча тыкв»

С появлением огромного количества всевозможных опознавательных знаков теперь выделяться понадобилось и самим даймё, которые придумали себе для этого особые штандарты: о-ума дзируси («большой штандарт») и ко-ума дзируси («малый штандарт»). Они представляли собой флаги типа нобори, но чаще это были некие символические объемные знаки, порой весьма прихотливые. «Большой штандарт» Такэды Сингэна имел вид типичного нобори синего цвета с начертанным на нем изречением китайского полководца Сунь Цзы: «Быстрый, как ветер, смертельный, как огонь, молчаливый, как лес, и твердый, как скала», — ставшее потом собственным девизом Сингэна. Иэясу Токугаву узнавали по большому золотому вееру, а его противника Тоётами Хидэёси — по штандарту «тысяча тыкв», представлявшего собой огромную связку позолоченных тыкв, каждая из которых символизировала одну из его побед на поле брани, хотя всего их, конечно, было намного меньше тысячи! А вот первый объединитель страны полководец Ода Нобунага имел большой красный зонт.

Немало было в Японии и штандартов с христианской символикой, причем некоторые — в частности, флаг защитников замка Хаара, самым удивительным образом сохранились до наших дней! Впрочем, буддийская символика на знаменах самураев все же превалировала. Все тот же Иэясу Токугава, например, с гордостью носил хата дзируси с девизом «Отрекись от этого грязного мира и обретешь Чистую Землю», который принадлежал буддийской секте Дзёдо.

Особенно трудно было носить фу-кинуки — длинный объемный вымпел в виде карпа — популярный в Японии символ Праздника мальчиков, поскольку ветер надувал его, словно огромный фаллос. Нередко даймё приказывали поднимать над полем сражения свои шлемы на острие копья, а так как они очень часто были нелепо и вычурно украшены, то становились в этом случае знаком опознавания, потому что вся армия знала, как выглядел шлем господина.

Хоро — «мешок за плечами»

Еще одним знаком различия самураев, помимо знамен, были хоро — атрибут военного снаряжения всадников, представлявший собой накидку из ткани, натянутую на каркас из бамбуковых прутьев, которую носили за спиной. Во время скачки хоро надувались ветром и были хорошо заметны издали. Обычно хоро носили гонцы даймё, чтобы их сразу же можно было отличить от других воинов, поэтому случалось и так, что и хоро, и сасимоно использовалось одновременно — и в этом случае не заметить такого вестника было просто нельзя! Впрочем, иным гонцам хватало и одного сасимоно, но увеличенного размера. Например, у Иэясу Токугавы они имели сасимоно с иероглифом «го» (цифра 5) — это мистическое число, символизировавшее бога Фудо. Зато личные его телохранители вместо хоро несли позолоченный веер на древке, перечеркнутый в верхней части двумя черными полосками наискось.

В конце концов, для того чтобы запомнить все знаки различия всего лишь одного какого-нибудь даймё, нужно было приложить немало стараний. Например, хоро гонцов господина Хиротаки — губернатора Нагасаки во время войны в Корее — была красного цвета с черным кругом; его пешие воины носили два белых флага с черными кругами; штандарт имел вид двойного флага с изрезанным на полоски краем, а вот нобори почему-то белого цвета с тремя черными кругами.

Флаги почитались, но совсем не так, как в Европе. Например, при штурме какого-нибудь замка простые знаменосцы из крестьян вполне могли удостоиться совершить самурайский по статусу подвиг, если… всего лишь перебрасывали свою ношу через крепостную стену. То есть вроде бы занимали территорию врага.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

  Рубрика: Люди и вещи 104 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,222 сек. Потребление памяти:9 mb