Звёздные трагедии

Автор: Maks Окт 20, 2022

В середине XX века ценой неимоверных усилий Советский Союз выиграл у американцев космическую гонку. Именно в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, а советский космонавт Юрий Гагарин стал первооткрывателем космоса. Но у каждой победы есть своя цена, оплаченная не только материальными ценностями, но и человеческими жизнями.

Разработка космических программ в Советском Союзе всегда была засекречена. Поэтому и сведения о катастрофах, без которых, увы, не обошлось, тоже доступны лишь частично.

Сгоревший заживо

Как известно, первым космонавтом в мире стал Юрий Алексеевич Гагарин. А ведь им мог стать и другой советский летчик — Валентин Бондаренко. В апреле 1960 года он, как и Гагарин, прошел сито отбора в первый отряд космонавтов и стал его членом. Но даже после этого кандидаты на полет в космос продолжили проходить медицинские испытания с целью выяснения возможностей их организма. В их число входило и десятисуточное нахождение в сурдобарокамере. Эксперимент должен был показать реакцию психики космонавта на отсутствие внешних раздражителей. Медики полагали, что космонавт должен легко переносить заточение внутри космической капсулы.

Бондарев данный опыт успешно выдержал, после чего врачи по связи сообщили ему, что он может снять медицинские датчики с поверхности тела. Летчик так и сделал, а красные следы на коже от них протер ватным тампоном, смоченным в спирте. После чего Бондарев бездумно швырнул тампон в ведро для мусора, но промахнулся и попал на спираль раскаленной электроплитки. Ватка сразу воспламенилась, а следом за ней и все вокруг.

Дело в том, что в камере вместо воздушной смеси был почти один кислород, который усиливает горение. Открытое пламя сразу перебросилось на спортивный костюм летчика, и он вспыхнул как факел. Бедный парень стал кататься по полу, сбивая пламя, а помощь пришла далеко не сразу. Из-за серьезной разницы давления в камере и снаружи открыть дверь было нелегко. Она поддалась лишь через несколько минут. Когда в камеру вбежали люди, Бондаренко был уже без сознания, но его сердце билось.

Медики Боткинской больницы спасали погорельца всю ночь, но чуда не произошло. Утром 23 марта 1961 года Валентин Бондаренко скончался. Печальная новость стала шоком для всего отряда космонавтов. Проститься с товарищем пришли Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов и другие члены отряда.

А вот похороны лейтенанта ВВС прошли в узком семейном кругу. На могиле летчика на Филипповском кладбище Харькова установили обелиск с надписью: «Светлой памяти от друзей-летчиков». Родственникам кратко сообщили причину смерти: «Погиб при исполнении служебного долга». Но более конкретно никто ничего не говорил. Чуть позднее, 17 июня 1961 года, указом Президиума Верховного совета СССР Валентин «за успешное выполнение задания правительства» был посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Ад на космодроме

17 декабря 1956 года вышло постановление Совета министров «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16», и спустя три года такая ракета на высококипящих токсичных компонентах была создана. Правительственная комиссия хоть и отметила ряд недоработок проекта, но все же приняла его с условием исправления недостатков. Испытания ракеты назначили на июнь 1961 года. Однако в Германии произошло столкновение интересов СССР и США, и Москва пыталась заблокировать поставки в Западный Берлин. Ситуация грозила выйти из-под контроля, поэтому создание ракетной техники вышло на первый план. Соответственно, испытание Р-16 перенесли на четвертый квартал 1960 года, точнее — на 23 октября, к очередной годовщине Октябрьской революции.

Запуск новой ракеты должен был состояться на полигоне Тюратам (позднее — Байконур). Руководил испытаниями заместитель министра обороны СССР, главный маршал артиллерии Неделин. Со стороны науки техническим руководителем был назначен главный конструктор ОКБ-586 Янгель.

Еще в период подготовки к запуску в результате короткого замыкания случился подрыв пиромембраны магистралей горючего первой ступени. Поломку исправили, заменив токораспределитель и пиропатроны отсечных клапанов двигателя первой очереди. При этом инженеры допускали, что конструкция могла иметь и другие недоработки, устранять которые просто не было времени. Ведь, по технологии после заправки горючим, ракета могла находиться на старте не больше суток.

Авария на космодроме БайконурДнем 24 октября 1960 года на стартовой площадке собралось около 250 человек; в том числе и маршал Митрофан Неделин. В 18:45 по громкоговорителю была объявлена 30-минутная готовность, а техники выставили в ноль программный токораспределитель. И тут внезапно случился несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Выброс пламени мгновенно охватил и баки первой ступени, что стало причиной их взрыва. Десятки тонн ракетного топлива, которое должно было доставить ракету в космос, взорвались, превратив окружающее пространство в огненный ад.

Все, кто находился вблизи стартовой площадки, сгорели заживо. В их числе оказался и сам маршал Неделин. От него остались лишь оплавившаяся Золотая Звезда Героя Советского Союза, один его погон и наручные часы. По официальным данным, в результате катастрофы погибли 126 человек. Количество раненых было в несколько раз больше. Всю информацию о катастрофе засекретили, а гибель маршала Неделина «замаскировали» под автокатастрофу.

Опасное возвращение

Несмотря на несколько успешных полетов в космос, катастрофы продолжили уносить жизни космонавтов.

24 апреля 1967 года случилась первая смертельная авария при спуске экипажа корабля «Союз-1». Парашютная система спускаемого аппарата дала сбой. Внутри капсулы находился Владимир Комаров, который от страшного удара погиб мгновенно. Аппарат ударился о землю и полностью сгорел. Внутри были найдены расплавленный бортовой магнитофон и обуглившиеся останки космонавта. Как писал генерал Каманин: «…пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров».

30 июня 1971 года закончился полет экипажа корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Спускаемый аппарат с космонавтами штатно отделился от станции и пошел вниз. На высоте 150 километров преждевременно сработал клапан дыхательной вентиляции, который должен был открыться перед посадкой. Так как космонавты в капсуле находились без скафандров, ибо стесненное пространство не позволяло быть в них, разгерметизация вызвала острый приступ декомпрессионной болезни, разрыв перепонок с последующей потерей сознания.

Еще через несколько секунд повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни и закупорка сосудов вызывали остановку сердца. Погибших героев с почестями захоронили в Кремлевской стене, а полеты по программе «Союз» были остановлены на два года. Конструкторы и инженеры работали над устранением причин аварии, после чего экипажи стали запускать только из двух человек. Ввиду того что объем капсулы позволял им находиться в скафандре и избежать гибели в случае повторения разгерметизации. При этом системы управления в аппарате были размещены так, чтобы член экипажа мог дотянуться до любой кнопки или рычага, не поднимаясь с кресла.

Последняя серьезная катастрофа в истории советской космонавтики произошла 18 марта 1980 года на космодроме Плесецк. При заправке топливом ракеты-носителя «Восток-2М» в районе третьей ступени из-за удара проскочила искра, которая стала детонатором возгорания и взрыва. В результате гигантского пожара погибли 48 человек.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 345 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:7,203 сек. Потребление памяти:9.66 mb