Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать


Подпишись на РСС










Схватка за Ханаан

Более 3 тысяч лет тому назад, в XIII-XII веках до нашей эры, Египет и Ближний Восток подверглись опустошительному нашествию многочисленных племен, прозванных «народами моря». Среди них упоминаются и пулусати, или филистимляне, о которых многие слышали благодаря Библии...

Народы моря» могучей волной хлынули на восточное побережье Средиземного моря и вторглись даже в Египет.

Фараон Рамсес III успел вовремя организовать отпор небывалому противнику и позже в своем завещании («Папирус Харриса»), искренне радуясь счастливому исходу войны, сообщал о том ужасе, который испытали египтяне при встрече с воинственными племенами, среди которых были пулусати, более известные как филистимляне. Ветхий Завет, единственный источник, который подробно рассказывает о филистимлянах, утверждает, что они - выходцы с Кафтора, то есть Крита, но это лишь доказывает их «заморское» (не обязательно критское) происхождение.

Незваные гости

Долгое время филистимляне занимались морским промыслом и пиратством, а затем, покинув острова, вторглись в Малую Азию, где разгромили царство хеттов и двинулись к Сирии.

Филистимские воины, как и их союзники, были вооружены длинными железными копьями, кинжалами и круглыми щитами. Головы воинов украшали шлемы с венками из стоячих перьев, с ремешком у подбородка; воины носили также кожаные доспехи. В бою пользовались колесницами хеттского типа. Вслед за дружинами двигались обозы с семьями; телеги передвигались при помощи волов, запряженных по тройке в неуклюжие двуколки.

В 1200 году до нашей эры филистимляне объявились на Ближнем Востоке, прошли через Финикию и расположились на северной окраине страны Ханаан, где проживали семитские племена, в том числе земледельцы - хананеи.

Ханаан (современный Израиль), который ветхозаветные персонажи именовали «Землей обетованной» и «землей, текущей молоком и медом», занимал узкую полоску суши, вытянувшуюся вдоль восточного побережья Средиземного моря. Впоследствии, когда филистимляне завоевали Ханаан, эта полоска получила еще одно наименование - Палестина, или Филистия, то есть «страна филистимлян».

В то же время, к 1200 году до нашей эры, к южным границам Ханаана подошли еврейские скотоводческие племена, 40 лет до того бродившие под водительством Моисея по пустыням. Овладев Иерихоном, где еврейскому полководцу Иисусу Навину помогли некие «трубы», пастухи постепенно «с боями» двигались на север. Естественно, что очень скоро оба претендента на Ханаан встретились. Филистимляне действовали более энергично. Двигаясь в южном направлении, они завоевывали ханаанские города, в том числе и те, что были египетскими крепостями, и превращали их в собственные цитадели, неприступные для армии Иисуса Навина, которому уже и «иерихонские трубы» не помогали.

Осев на плодородной равнине, на берегу Средиземного моря, к югу от горы Кармель, заняв пятиградие - Газу, Аскалон (Ашкелон), Азот (Ашдод), Гат и Экрон (Аккарон), - а также Яффу и Дор, филистимляне создали самостоятельные города-государства, образовавшие между собой союз. Земельные угодья, в которых так нуждались еврейские скотоводы, видимо, не очень интересовали племя воинов.

Ковчег Божий в чужих руках

Города, занятые филистимлянами, были известны как важные центры на путях аравийской караванной торговли и торговли с Египтом и Финикией, поэтому являлись завидными объектами как для евреев, так и для вытесненных хананеев, ибо все жаждали контролировать торговые (а значит, выгодные денежные) потоки.

Но кто мог остановить «народ моря»? Вооруженные чем попало крестьяне разбегались, едва заслышав грохот боевых колесниц и завидев пернатые шлемы. Во время войн филистимляне выставляли легковооруженных стрелков и тяжеловооруженных, защищенных панцирями, бронзовыми поножами и длинными копьями и оснащенных круглыми медными шлемами солдат. Никто не мог справиться с такой «броней».

Не обладавшие еще к тому времени железным оружием ветхозаветные воины не смогли отбить у филистимлян Яффу, только земли вокруг нее были отданы в надел колену Дана. Не удалось завоевать им и древний Азот. Мало того, «Филистимляне взяли ковчег Божий, и принесли его... в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона» (1 Цар. 5:1-2).

Филистимляне обложили данью весь Ханаан, покоренным оставалось лишь вести партизанскую войну, неожиданно нападая на их отряды или поджигая их посевы. Господство филистимлян стало прочным и казалось окончательным. По городам были расставлены их гарнизоны и сидели губернаторы («нециб»), повсюду хозяйничали сборщики дани.

Фараон Рамсес III не допустил врага в Египет, но выгнать его из Палестины не смог и должен был довольствоваться формальным признанием своего верховенства. Пришлось египтянам растаться с древним ханаанским городом Аскалоном, которым они прежде владели.

В одном из писем, отправленных из Аскалона в Египет, ханаанские вассалы жаловались, что люди из народа хабиру (то есть библейские евреи) нападают на них и беспощадно грабят. В итоге город достался филистимлянам, но по сложившейся традиции, оставаясь центром виноделия и виноторговли, Аскалон продолжал поставлять вино в Египет. Важной статьей экспорта служило также оливковое масло. Здесь почитали богиню плодородия Астарту, и никто не тронул египетский храм бога Пта.

Другой важнейшей крепостью филистимлян стала Газа, также отвоеванная у египтян. Газа - один из древнейших городов мира - имеет важное (по сей день) стратегическое значение, через нее проходил караванный путь из Египта в Финикию. Кроме того, в городе почитали морского бога Дагона, и ему было посвящено самое большое святилище, перед которым филистимляне приносили жертвы. Но прежде здесь почитали Амона.

При разделе земель между 12 коленами Израилевыми Газа должна была достаться колену Иехуды, однако взять филистимский город евреи не смогли. Около XI века до нашей эры Газа не только пользовалась независимостью, но и подчинила себе многие земли Израиля.

Вероятно, в это время филистимляне перестали подкрепляться притоком свежих сил с моря, в связи с чем начался процесс их смешения с местными семитскими народами, говорившими на арамейском языке. Почитатели Дагона, переняв чужие языческие культы и осев на земле, занялись, подобно прочим, земледелием и скотоводством.

Потомки Моисея, чей язык весьма близок к арамейскому, могли объясняться с филистимлянами без переводчиков. И в это более или менее спокойное для тех и других время произошли некоторые события, подробно описанные в библейской Книге Судей и проливающие свет на взаимоотношения враждебных сторон.

Пора вернуть эту землю себе

Египет никогда не забывал о своем желании вернуться в Сирию и Палестину, но выжидал, и как только представилась возможность, египтяне взялись за дело.

Не без помощи египтян окончательно сломить филистимлян удалось в середине X века до нашей эры царю Давиду, который, между прочим, сначала был вассалом у Анхуса, царя филистимского города Гефа (Гата).

На севере филистимлянам также пришлось расстаться с частью их прежних владений - Дора и Яффа опять стали финикийскими.

Соломон, сын царя Давида, получил от египтян важный пункт Гезер, что указывает на желание египетской власти установить в Палестине равновесие, ослабив филистимлян в пользу более слабых иудеев.

Но войны с филистимлянами не прекращались. При царе Иосафате (867-846 годы до нашей эры) филистимлян заставили платить дань, но при следующем царе Иудеи Иораме они восстали и в союзе с арабскими сабейскими племенами даже взяли Иерусалим. Царь Осия снова смирил их, разрушив Гат и Азот, а Езекия «поразил филистимлян до Газы».

В VIII веке до нашей эры у филистимлян и иудеев появился более страшный противник - ассирийцы. В 734 году до нашей эры Ганнон, царь Газы, пытался сопротивляться ассирийскому царю Тиглатпаласару III, но был вынужден бежать в Египет.

В 604 году до нашей эры вавилонское войско, посланное Навуходоносором II, взяло с бою и сожгло Аскалон, а за ним Экрон, Азот и другие города, чем и закончилась эра процветания филистимлян.

Ко времени иудейского восстания против римлян (I век) филистимляне уже сильно смешались с арабским и арамейским населением, пополнившим Палестину, и фактически растворились в семитской среде.

Ирина СТРЕКАЛОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая













Интересные сайты: