Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать


Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Потомки огузов

В прошлом году миллионы жителей России и других стран мира узнали о существовании сирийского народа туркоманов. Так кто же эти люди и как они оказались на территории Сирии - за тысячи километров от своей исконной родины?

Туркоманы, или туркманы, - это сирийские или иракские туркмены, которые с XI века живут на севере Сирии, Ирака и Ирана. В Сирии они в основном сосредоточены к северу от Латакии, вблизи турецкой границы, а также в городах Алеппо, Идлиб, Хомс, Тартус и в районе Дамаска. Однако правительство Сирии не признает ни их, ни другие этнические группы в качестве национальных меньшинств, предпочитая настаивать на единстве арабского сирийского народа.

О чем говорит история

Туркоманы это название огузских тюркских племён

Термин «туркоманы» («туркуманы», «туркманы») используется на Западе в качестве названия огузских тюркских племен. По сообщениям средневековых хронографов, так называли огузов, принявших ислам.

Пожалуй, первые сведения о туркоманах (туркманах) содержатся в китайских летописях, датируемых VIII-IX веками. Сам же термин «туркман» впервые зафиксирован в словаре «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») выдающегося тюркского филолога и лексикографа Махмуда аль-Кашгари. В этом фундаментальном труде, написанном в 1072-1074 годах, утверждается, что изобретение данного имени принадлежит самому Александру Македонскому. Та же версия появления термина указана и у персидского врача и ученого-энциклопедиста Рашида ад-Дина (1247-1318). Согласно другому предположению, он происходит от персидских слов Turk iman - «верующий тюрк». Средневековый персидский ученый-энциклопедист и мыслитель Аль-Бируни (973-1048) и тюркский историк Аль-Марвази (XII век) также отмечали, что туркменами называли принявших ислам огузов. А капитан русской армии Федор Михайлов в своей работе «Туземцы Закаспийской области и их жизнь», изданной в Ашхабаде в 1900 году, привел еще одну версию: он считал, что так себя называли сами тюрки-огузы, когда отвечали на вопрос: «Кто ты?» - «Тюркям мян (то есть «тюрк я»)».

Сегодня же это имя носят туркмены Средней Азии и потомки огузов - иракские и сирийские туркмены. Они начали селиться в Месопотамии еще в XI веке. Известно, что спустя столетие на севере Ирака существовало уже несколько туркоманских общин. Большинство из них проживало в районах вокруг городов Мосул и Киркук. Сегодня этот тюркский народ является третьим по численности в Ираке после арабов и курдов. По разным оценкам, численность иракских туркменов колеблется от 300 тысяч до 3 миллионов человек, но по общему мнению, они составляют около 2% населения страны. Разговорный язык этой группы близок азербайджанскому и тюркским диалектам района Диярбакыра и Урфы в Турции.

Достоверных данных о числе сирийских туркменов нет. Предположительно, их от 1,5 до 3,5 миллиона человек. Они говорят на диалектах, близких к говорам турецкого языка в пограничных районах Турции, однако современный турецкий язык распространен среди них как письменный.

Туркоманы разделены не только политически, но и религиозно: более половины из них - шииты, остальные - сунниты. В европейских источниках сегодняшняя территория их расселения называлась Туркомания, в османских - Туркман эли.

Причины конфликта

Современнные туркоманы - это очень разные племена (например, ивэ, афшары, хаджилу, порнак, дегер, мавселлу, баяндур и другие), в каждом из которых существуют свои правящие кланы. Несмотря на определенные различия, все они стремятся к объединению, и многие из них имеют очень тесные культурные и лингвистические связи с населением турецкой Анатолии.

Опозиционность этих племен к правящим режимам в своих странах появилась не случайно и имеет свои причины. Можно с полным основанием сказать, что правительства как Ирака, так и Сирии проводили политику, поставившую в итоге местных туркоманов в жесткую оппозицию к местной власти.

Следует все же отметить, что до середины XX века положение туркоманов в том же Ираке оставалось вполне сносным. В частности, Конституция 1923 года признавала их одним из народов этой страны. Однако, когда Ирак получил независимость в 1932 году, власти стали проводить политику дискриминации туркоманов, хотя еще в 1957 году те составляли 10% его жителей. Мало того, в городе Киркук их число преобладало и достигало 67% населения. Целенаправленное подавление туркоманского национального движения усилилось после прихода к власти в 1963 году Партии арабского социалистического возрождения (БААС), выступавшей с позиций арабского национализма. В Ираке началась активная ассимиляция тюркских племен.

Во время правления Саддама Хусейна многие иракские туркмены, и в первую очередь шииты, были вынуждены бежать в другие страны, спасаясь от репрессий. Иракский диктатор планировал переселить их в пустынные районы на границе с Саудовской Аравией - подальше от границы с Турцией. На их же коренные земли переселяли арабов и курдов. Одновременно туркоманам было запрещено использовать турецкий язык в качестве литературного, а чтобы попасть на государственную службу, они должны были называть себя арабами.

Аналогичные процессы происходили и в Сирии, хотя сирийские туркмены никогда не играли существенной роли в политической жизни страны. В основном они занимались производством обуви в городах и сельским хозяйством. В Алеппо, например, обувной бизнес принадлежал преимущественно туркоманам. Кроме того, значительная часть туркоманов-суннитов растворилась в арабском окружении, и в целом они были намного лояльнее к власти, чем курды.

Тем не менее еще в 1936 году были введены запреты на туркменский язык, а с приходом к власти клана Асадов сирийским туркменам было запрещено публиковаться и даже писать на родном языке. В Хомсе туркоманы были изгнаны из города. Аналогичная участь постигла их в Ракке и в других регионах компактного проживания. И эту ситуацию умело использовала Турция, которая начала активно развивать тему «страданий многомиллионного туркменского народа» и выступать в качестве его защитника.

На острие большой политики

Турция всегда использовала туркоманов Сирии для предъявления Дамаску претензий, умело скрывая свои политические и экономические интересы в этой стране. Поэтому не удивительно, что когда в 2011 году в Сирии начались волнения и местные туркоманы с оружием в руках поднялись против правящего режима, Турция тут же их поддержала.

В то же время, с началом гражданской войны положение туркоманов в Сирии существенно ухудшилось. Они сразу же попали под удары нескольких серьезных противников: радикальных фундаменталистов из ИГИЛ и аналогичных террористических группировок, курдских Отрядов народной самообороны и правительственных войск Башара Асада.

За последние два года лидеры туркоманов неоднократно заявляли о необходимости создания на территории Сирии туркменской армии, способной защитить соплеменников от этнических чисток. Подобные планы активно поддерживаются Турцией, которая ставит деятельность вооруженных туркменских формирований под контроль своей военной разведки. Сегодня они успешно контролируют стратегически важные участки сирийско-турецкой границы, через которые осуществляется транзит нефти и оружия в различных направлениях. В результате сирийские туркмены превратились в заложников внешней политики Турции.

Следует констатировать, что резкое ухудшение российско-турецких отношений нанесло тяжелый удар по турецкой экономике и в итоге привело к извинениям турецкой стороны. Сегодня эти отношения нормализуются, но сирийские туркмены продолжают гибнуть в боевых столкновениях и во время бомбардировок своей территории. Гибнуть фактически за чужие интересы. Но военное решение этой проблемы возможно лишь с уничтожением исламских фундаменталистов. Что же касается курдов и правительства Асада, то туркоманам необходимо вступить с ними в диалог и найти политическое решение. Только оно позволит вернуть мир и стабильность на многострадальную землю Сирии.

Евгений ЯРОВОЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации