История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Злачное место

Профессия под названием «шинкарь» имеет давнюю историю и была известна еще со времен Киевской Руси. В Украине к хранителю шинкарских традиций относились с трепетным уважением и всенародным почетом. А сейчас мало кто вспомнит, кто это такой.

Право на владение «увеселительными заведениями» вплоть до второй половины XIX века имели исключительно дворяне. Указ Николая I «Об условиях торговли спиртным» способствовал появлению огромного количества кабаков, трактиров, винных и пивных лавок. Спиртные напитки были достаточно дорогими, и доходы от их продажи в основном поступали в царскую казну. Для сельских жителей было практически нереально покупать такой алкоголь. Исходя из этого, царь издал специальный указ, позволяющий в Южной России и Малороссии открывать шинки (они же корчмы).

«Народный клуб»

Как отмечается в «Статистическом описании Киевской губернии», изданном в 1852 году киевским губернатором Иваном Фундуклеем, «все сельские шинки и кабаки были заняты исключительно евреями до 1844 года». А вот с 15 августа 1845 года, по высочайше утвержденным правилам, евреям было запрещено заниматься продажей спиртного во всех поселениях. Таким образом, содержание трактиров и кабаков стало доступным для обычных крестьян. На Украине шинкарь играл важную роль в повседневной жизни селян.

Украинский шинок того времени был не только алкогольной лавкой. Он выполнял немало других функций. Именно здесь зачастую обсуждались общинные и судебные дела, заключались устные соглашения, происходили сельские собрания или обычное общение между односельчанами. В своих «Историко-этнографических заметках» на страницах журнала «Киевская старина» исследователь Житецкий отмечает: «Шинок - это негласная банкирская контора и место всевозможных операций».

О роли шинка как заведения для досуга мы также можем узнать из воспоминаний французского военного инженера Гийома де Боплана из его «Описания Украины»: «По селам Украины каждое воскресенье и каждый праздник, крестьяне с женами и детьми собираются после обеда в корчму; мужчины и замужние женщины проводят время в пьянстве, а молодежь, девушки и ребята, веселятся на лугу танцем под дудку».

Шинок играл важную роль и для чумаков, занимавшихся перевозкой соли и рыбы с берегов Черного и Азовского морей. В таких заведениях чумаки узнавали последние новости, а также информацию о ярмарках. Здесь можно было услышать рассказы об удивительных заработках в Бессарабии, о чумаках, что ездили «в Крым за солью» и «на Дон по рыбу», и много-много других историй, как полезных, так и просто интересных. Для угощения в шинке использовали рыбу, привезенную теми же чумаками. В большинстве своем шинок не славился разнообразием закусок, в основном там только пили.

С патентом и без

С шинкарями в народе ассоциировались и негативные явления. Вот, к примеру, как описывает это исследователь быта украинских селян, французский врач Доминик Пьер де ля Флиз: «Крестьяне пьют много водки, особенно на праздники и в воскресенье, на свадьбах, крестинах и похоронах. Нередко можно встретить пьяных людей, особенно в кабаках».

Также доподлинно известно, что шинкари открывали свои двери для всякого нуждающегося в деньгах. Они выдавали денежные ссуды, с обязательством выплачивать проценты личным трудом или продуктами труда. Нередко в шинках скрывались конокрады, воры, а также в подобных заведениях сосредотачивался разврат. Шинкари, как считают многие исследователи жизненного уклада того времени, часто попросту приводили селян к разорению, скупая их хозяйство за бесценок за долги.

Чтобы предотвратить или хотя бы каким-то образом регулировать деятельность такого рода питейных заведений, в мае 1882 Александром III был издан Указ «О выдаче патентов на торговлю напитками». Теперь все производимые напитки подлежали патентированию со стороны уполномоченных органов. Также было решено сократить количество соответствующих заведений в Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Но даже такие меры существенно не особенно уменьшили количество шинков. Многие из них были «беспатентными», то есть действовали незаконно, откупаясь от местных чиновников и полиции банальными взятками. Считается, что в Черниговской губернии их было больше всего.

По прошествии какого-то времени шинок почти полностью потерял «статус» развлекательного и превратился в обычное питейное заведение, посещать которое, особенно женщинам, считалось неприличным.

Александра ШЕПЕЛЬ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Забытое ремесло     Следущая