История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Остриё и шляпка

В древние времена вместо гвоздей использовались заточенные кости животных и рыб, осколки кремня или выструганные из пород твердых деревьев остроконечные клинья. Правда, последние, попав во влажную среду, разбухали, а потом ссыхались. Тем не менее их использовали довольно долгое время - например, в кораблестроении или при покрытии крыш черепицей. Причем даже после того, как появились металлические гвозди.

Металлические гвозди стали использоваться приблизительно 5 тысяч лет тому назад. О них есть упоминания и на глиняных табличках, найденных при раскопках древнего города Ур в Месопотамии, и в древнеегипетских папирусных свитках. Встречаются они даже в Ветхом Завете. В Первой книге Паралипоменон говорится, что царь Давид, начиная строительство храма, «множество железа для гвоздей к дверям ворот и для связей заготовил» (1 Пар. 22:3).

Тонкая работа

Римские гвозди I-II века н.э.

Одна из любопытных находок сравнительно недавно была обнаружена на территории современной Шотландии, которую в I веке оккупировали римские легионеры. Рабочие, которые сносили старое здание, обнаружили целых семь тонн древнеримских гвоздей, которые легионеры при отступлении хорошенько спрятали, надеясь вернуться. Гвозди хорошо сохранились, поэтому хозяин здания быстро нашел им применение. Он расфасовал их поштучно в пакетики с сертификатом «Гвоздь, аналогичный тому, которым распяли Иисуса» и пустил в продажу. Спрос был немалый, тем более что реклама была абсолютно правдивой.

Сначала древние греки и римляне изготавливали четырехгранные гвозди - их было проще ковать, нежели возиться с заготовкой круглого сечения. Металлический прут раскалялся в горне, а потом, при помощи молота, заготовка превращалась в стержень - с одной стороны утолщенный, а с другой заостренный. Далее стержень помещался в специальное приспособление - гвоздильню. Там утолщение под ударами молота превращалось в шляпку.

А вот на Руси, если верить историкам, металлические гвозди стали изготавливать только в XII веке. До этого все прекрасно обходились деревянными. Ими, при известной сноровке, можно было крепить ничуть не хуже.

Дело мастера боится

Кроме гвоздей, выкованных из прута, выпускались еще так называемые костыльки. Железные полосы сначала нарезали на прямоугольные заготовки, размером в предполагаемую длину костылька. А затем делили каждую заготовку по диагонали так, чтобы один конец был заострен. Тупая сторона загибалась в гвоздильне, образуя шляпку.

Параллельно выпускались изготовленные методом отливки чугунные гвозди, подвергающиеся на заключительной стадии отжигу. В небольших количествах изготовлялись гвозди из медной проволоки.

Если обратиться к истории, то первым свою лепту в процесс механизации производства гвоздей внес некто сэр Дэвис Бульмер, запатентовавший в 1606 году некую «гвоздильную машину». Так, по крайней мере, утверждают в своем словаре Брокгауз и Ефрон. Однако никаких подтвержденных свидетельств на это счет нет.

Кузнецы, изготавливающие гвозди вручную, считались уважаемыми людьми. Элитой среди них были те мастера, которые делали гвозди для подковки лошадей. К середине XVIII века в одной только Великобритании на производстве гвоздей было занято около 60 тысяч человек.

Правда, процесс продолжал оставаться трудоемким. На изготовление гвоздей уходило немало времени и сил. В те времена строгих стандартов качества не было и в помине. Каждый кузнец ковал гвозди той длины и толщины, которую считал нужной. А продавались изделия ящиками, бочонками или коробками.

Английские продавцы придумали любопытную систему оценки товара, которая до сих пор иногда используется. Как известно, фунт стерлингов состоял и поныне состоит из 100 пенсов. Так вот, была установлена фиксированная цена: 100 маленьких гвоздей стоили один пенс, а самые большие - 16 пенсов. Чуть позже в англо-американской системе для обозначения типоразмеров стали использовать букву d - стоимость 100 гвоздей теперь равнялась 10 центам (эту монету называют «дайм», так же как нашу десятикопеечную - «гривенник»).

Наконец, в конце XVIII века появилась первая машина для производства гвоздей в промышленном масштабе. Некоторые источники утверждают, что этим человечество обязано некоему Иезикилю Риду. Правда, рабочие особо не рвались на небольшие заводы, где устанавливали подобные установки - шумовая нагрузка там была невыносимой. Поэтому популярностью продолжали пользоваться кованые вручную гвозди.

В ногу с прогрессом

Стоимость гвоздей продолжала оставаться довольно высокой. Причем настолько, что некоторые предприимчивые дельцы оперативно оказывались на пожарах и сразу после того, как огонь был потушен, принимались просеивать золу в поисках гвоздей. Тогда же появились и так называемые резаные гвозди. Они вырезались из стального листа, толщина которого становилась толщиной гвоздя. Но этот процесс тоже был достаточно трудоемким: основную заготовку надо было делать на одном приспособлении, шляпку - на другом.

В 1820 году начался бурный рост деревообрабатывающей промышленности с применением пилорамных станков. Поэтому «гвоздарям» приходилось тоже наращивать выпуск своей продукции, причем различных типоразмеров. Да еще необходимо было менять строительные нормы, поскольку долгое время гвозди и костыли не вбивали в стены, а вмуровывали. Причем настолько прочно, что обратно их вытащить было уже невозможно.

В целом, производство гвоздей на заводских установках было налажено начиная с 1790 года. Но увы, со станков довольно долгое время сходили только мелкие гвоздики, поскольку исходным материалом была тонкая проволока. И только в 1851 году инженер-механик из Нью-Йорка Адольф Браун изобрел универсальную машину для производства гвоздей из проволоки различной толщины.

Теперь установкой управлял один оператор, в обязанности которого входило только заложить стальной прут определенного сечения в машину. Далее она сама нарезала заготовку на элементы определенной длины, затачивала один конец и плющила в шляпку другой.

Эффективность механизированного производства можно оценить по такому сохранившемуся в истории факту: лучший кузнец Бирмингема Джеймс Лейстон выковал за две недели 17 тысяч гвоздей; автомат Брауна производил тысячу гвоздей в минуту.

Однако продолжали производить и резаные гвозди, поскольку они по прочности крепления превосходили проволочные, по крайней мере, в четыре раза. Не забыли и про «древние» деревянные гвозди. В наше время их используют для производства эксклюзивной обуви из свиной и крокодиловой кожи.

Но главенствующими стали все-таки гвозди круглого сечения. Их выпускают множество разновидностей, длиной от 6 до 250 миллиметров и толщиной от 0,8 до 8 миллиметров. Еще недавно, когда при прокладке железнодорожных путей использовались деревянные шпалы, их крепили с помощью массивных стальных четырехугольных костылей. Причем костыли были с секретом: в них сверлилось отверстие под углом, в которое вставлялся большой гвоздь. При забивке в шпалу он искривлялся и входил в дерево как дополнительное крепление в виде крюка. Отсюда и поговорка: «Засел как гвоздь в шпале».

В настоящее время изобретены гвозди из других материалов. Например, из сверхпрочной пластмассы. Такие гвозди используются в производстве мебели, поскольку они не подвержены коррозии. Наконец, появился нейлер - гвоздезабивающий пистолет. Он заряжается на манер пулемета «патронами» в лентах, бумажных или пластиковых, и при этом обладает способностью вгонять «пули» не только перпендикулярно поверхности, но и под углом.

Леонид ЛУЖКОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая












Интересные сайты: