История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Панцирь для воина

Природа мудро наградила некоторых представителей фауны приспособлениями для защиты от внешнего врага. К ним можно отнести, например, черепаху, улитку, броненосца или даже ежа. Но вот человеку, постоянно участвующему в войнах, все время приходилось заботиться о минимизации ранений, полученных во время сражений.

История воинских доспехов началась во времена процветания Древней Греции и Древнего Рима. Тогда они были примитивными - нагрудник, выполненный из плоского куска бронзы, закрепленного на кожаной подкладке, пояс с зубчатыми пластинами на манер юбки, но очень скоро предпочтение стали отдавать кольчугам.

Шанс на жизнь

Один из вариантов подобной защиты можно увидеть у конных воинов, изображенных на колонне Траяна. Представляла она собой одежду из ткани или кожи типа куртки, на которую накладывались металлические пластины в виде перьев или чешуи. Но, пожалуй, самый важный период в истории доспехов можно отсчитывать примерно с IX-X веков, когда началась история рыцарства. На дошедших до нас изображениях воинов-норманнов видно, что они для защиты от поражений использовали плотно облегающий панцирь. Однако с совершенствованием огнестрельного оружия, с появлением самострелов и ядер, доспехи становились все тяжелее. Такой конный воин становился практически неуязвимым для оружия неприятеля, но зато конь, упав в бою, уже не мог без посторонней помощи подняться вместе со всадником. Пример такой беспомощности можно проиллюстрировать, например, Ледовым побоищем или битвой при Моргартене в 1315 году, когда швейцарские крестьяне наголову разбили габсбургское войско. Все это привело к тому, что появились более легкие доспехи. Во Французской национальной библиотеке сохранились шахматы времен Карла Великого, фигурки которых выполнены в виде воинов. Пешки-пехотинцы, например, облачены в длинные (до колен) платья с узкими рукавами. Спину и грудь их защищает накидка с нашитыми на нее металлическими пластинами. Такое же, но укороченное платье, перетянутое для прочности кожаными ремнями, имеют и всадники. Это был период, когда для изготовления доспехов широко применялась дубленая кожа. Из нее изготавливался сетчатый панцирь, сплетенный из тонких ремней. Однако у него был недостаток: хорошо защищая от рубящих ударов, он не защищал от колющих.

В металле с ног до головы

Испытание бронежилета

Вскоре оружейники подошли к мысли о создании сплошной брони. Производство ее оказалось дешевле склепки колец кольчуги; кроме того, под кольчугу приходилось надевать гамбезон - толстый стеганый зипун. Но на этом история кольчуги не закончилась. Ее фрагменты продолжали использовать для прикрытия сочленений брони и в местах соединения сплошных кусков металла. Уже к концу XIII века оружейники пытались усилить защитные свойства кольчуги, вводя новые элементы. Так появились цельнометаллические наколенники, наплечники, налокотники и набедренники. И вот в таком, казалось бы, неуязвимом облачении рыцарство вступило в новый век, не подозревая, что столкнется с беспощадным врагом. Уже с середины XV столетия у мавров появились первые образцы огнестрельного оружия, в частности, карабины, которые взяли на вооружение и армии других стран. Но только в XVI веке наконец появились «сплошные» доспехи, состоящие из металлических элементов, соединенных настолько искусно, что не сковывали движения всадника. Назывались они по имени императора Максимилиана I «максимилиановскими», состояли из 200 бронеэлементов и весили свыше 30 килограммов. С ног до головы рыцарь оказывался одетым в прочную броню, изготовленную методом холодной ковки, - при выстреле латы можно было только повредить или же травмировать их владельца, но не убить.

А вот индивидуальность в каждый доспех стало возможным вносить после того, как с Востока стали проникать способы декоративной обработки металла. Прежде всего, это было воронение стали, применение которого позволяло мастерам придавать металлу различные оттенки - от синего до фиолетового и красного. Широкое распространение (после известной ранее гравировки) получило травление поверхности доспехов кислотой через трафарет. В большом ходу было и использование черни. И, наконец, богатые могли позволить себе украсить доспехи методом тауширования - насечкой или выкладкой драгоценных металлов по стали. Несколько позже для украшения мастера стали применять методы чеканки.

Но огнестрельное оружие также продолжало совершенствоваться, и к концу XVII века доспехи были вытеснены кожаными камзолами с рукавами или без них. До этого такие камзолы, изготовленные из оленьей или лосиной кожи, надевались под латы. Теперь же они стали основным элементом одеяния, сохранив от доспехов металлический воротник, спускающийся на грудь в виде щита. Русские оружейники тоже внесли свою лепту в создание защитного одеяния. Так появились байдана (аналог кольчуги, но состоящий из плоских колец), бехтерец (панцирь, усиленный рядами мелких пластин), калантарь (доспех, состоящий из двух половин и застегивающийся на плечах и с боков), куяк (металлические «доски», зачастую круглой формы, которые нашивались на ткань). Простой ратник обычно был облачен в тегиляй - простеганное платье со стоячим воротником, сшитое из сукна или другой толстой материи. Подкладку его делали из ваты или пеньки, куда часто помещали фрагменты кольчуги или металла.

Говорю я пуле - нет!

А вот прапрадед бронежилета появился почти тогда же, когда и рыцарские доспехи. Назывался он бригантиной и представлял собой корсет из материи и кожи, на который накладывались металлические бляхи. Сверху же они камуфлировались бархатом или другой дорогой тканью. И если сначала бригантиной пользовались только феодалы, то потом она получила более широкое распространение. Естественно, что такой доспех стоил дешевле, чем сплошная броня из металла. Но насколько качественно он был выполнен, ведь ОТК тогда не было, как и центров сертификации? Оказывается, мастера, занимавшиеся изготовлением таких бригантин, давали специальную клятву, в которой гарантировали высокое качество сделанных ими доспехов. Похожим было и боевое облачение восточных воинов: кафтаны с нашитыми на них металлическими бляшками или металлическими пластинами - «четырьмя зеркалами», которые защищали спину, грудь и бока. А сами кафтаны украшались традиционными для Востока орнаментами - охотничьими сценами или изречениями из Корана.

Изготовление современного бронежилета по своей трудоемкости, пожалуй, не отличается от временных и физических затрат, которые несли оружейники прошлого. Самый простой вариант - представительский: жилет, сшитый из пулестойкого кевлара, со вшитыми стальными пластинами, который можно носить под пиджаком, как обычный. Однако, в соответствии с требованиями российского ГОСТа, определяются шесть основных и три специальных класса защиты - от попадания в бронежилет пули пистолета Стечкина до пули, выпущенной из дальнобойной снайперской винтовки Драгунова или крупнокалиберной винтовки спецназа ОСВ-96. Соответственно, разнятся и технологии изготовления каждой модели. В одной, например, в качестве основного элемента защиты используются многослойные бронепакеты из арамидного волокна, которое в пять раз прочнее стали и в два раза - кевлара. Другим востребованным материалом сегодня оказались керамические плитки из глинозема, покрытые полиуретановым слоем с добавлением голландской сажи, а также секретных компонентов, собранные внутри чехла-носителя, сшитого из полиэфира или капрона по принципу мозаики. Еще один важный элемент бронежилета - это климатико-амортизационные подпоры из полипропилена, которые крепятся внутри чехла на липучках и защищают бойца от травм в результате баллистического удара пули, а также отводят избыточное тепло из-под жилета.

Сергей УРАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая












Интересные сайты: