Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.


Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Игра владык

Титул самой интеллектуальной настольной игры давно уже прочно закреплен за шахматами. Хотя у них есть серьезный конкурент Это нарды. Игра не менее древняя и не менее требовательная к стратегическому мышлению. Однако удивительным образом недооцененная и даже полузабытая.

История создания шахмат и нардов рассказывается в средневековой книге «Чатранг-Намак», созданной приблизительно в VII веке. Книга написана на среднеперсидском языке и дошла до нас только в списках XIV века. И все же, опираясь на ее текст, ученые вычислили примерную дату создания шахмат - 570 год. Нарды появились вскоре после этого при очень интересных обстоятельствах.

«Храбрый Ардашир»

Как рассказывается в «Чатранг-Намак», однажды индийский правитель Сачидхарм отправил ко двору иранского шахиншаха Хосрова I богатые дары и комплект фигур для игры в недавно изобретенные шахматы. Ко всему этому он приложил издевательское письмо: «Поскольку вы обладаете саном царя царей и посему подобает вам царствовать над всеми нами, так и надлежит мудрецам вашим быть умнее мудрецов наших. Если вы не раскроете сути этих шахмат, то пришлите дань и подать». Правил, разумеется, никто не знал, и перед придворными мудрецами встала очень нелегкая задача.

Они бились над задачей три дня, но вынуждены были признать себя побежденными.

Тогда встал советник шахиншаха по имени Вузург-Михр и гордо заявил: «До сего дня я сути этих шахмат не стал раскрывать с той целью, чтобы вы и все те, кто живет в Эранской стране, узнали, что самый мудрый человек в Эранской стране - это я. Суть этих шахмат я без труда раскрою и взыщу с Сачидхарма дань и подать, да еще создам и пошлю Сачидхарму нечто, чего он раскрыть не сумеет, и за это возьму я дань дважды».

Он действительно смог самостоятельно разобраться в правилах шахмат. А ко двору индийского царя отправил изобретенную им самим игру, которую назвал «нэв-ардашир». В буквальном переводе это означало «храбрый Ардашир» - по имени легендарного основателя династии Сасанидов. Позднее это название стало произноситься как «нарды».

Сачидхарм попросил для себя и своих мудрецов 40 дней, чтобы разобраться в правилах странной игры. Но никто так и не смог понять, по каким правилам нужно передвигать по размеченной доске 30 шашек, разделенных на два цвета. В итоге индийский правитель был посрамлен и вынужден был выплатить дань шахиншаху.

Астрологические шашки

Нарды были изобретены в Персии

Впрочем, современные ученые полагают, что персидский мудрец Вузург-Михр вовсе не был изобретателем нардов. Скорее, он просто адаптировал правила уже известной игры. Ведь доску, явно предназначенную для игры в какой-то вариант нардов, находили, к примеру, в гробнице фараона Тутанхамона. Хотя самый древний экземпляр все же был найден на территории Ирана. Его возраст - около 5 тысяч лет. Так что персы могут называть себя первооткрывателями нардов по праву.

Известно, что до нашей эры персидские астрологи использовали нарды не для развлечения, а как гадательный инструмент, предсказывая с их помощью судьбы людей и царств. Поле для игры символизировало небо, движение шашек воплощало вращение небесных светил и звезд. 12 отметок на каждой половине доски соответствовали 12 месяцам в году, 30 шашек - 30 лунным и безлунным дням в каждом месяце. Неслучайным было и распределение очков на игральных костях. Сумма очков на любых противоположных гранях шестигранной кости равнялась семи. Именно семь планет в то время было известно астрономам.

В «Чатранг-Намак» тоже давалось мистическое объяснение правил игры: «Расстановку камней на доске нардов я уподобляю тому, как господь Ормазд дал (каждое) творение земному миру. Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире постоянно связан с небесными силами, он движется и передвигается под влиянием семи (планет) и двенадцати (зодиакальных созвездий). При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. И когда с помощью костей все (камни) вытесняются, это напоминает людей, которые все так или иначе оставляют этот земной мир. Когда же (камни) ставятся вторично, это напоминает людей, которые при воскресении из мертвых вновь оживают».

В XII веке вернувшиеся из крестовых походов пилигримы привезли диковинную и хитрую игру в Европу. Здесь она мигом утратила всю свою астрологическую подоплеку и превратилась в простое светское развлечение. Об это красноречиво свидетельствует задорное название, которое дали древней игре европейцы, - трик-трак, в подражание звуку, который издавали катящиеся по доске кости. Впрочем, бытовали и другие названия, в каждой стране - свои. В то же время за нардами закрепилось почетное прозвище «игра королей». Считалось, что играть в столь сложную игру могут только люди высокого происхождения, а простолюдинам она не по зубам.

Из «дома» в «дом»

Современные правила нардов придумал англичанин Эдмонд Хойл в 1743 году. Они наиболее распространены и традиционно называются «короткими нардами». «Длинными нардами» называют игру по более старым восточным правилам. На сегодняшний день игра распространена по всему миру, но самой большой популярностью все же пользуется в регионах Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока.

Игральная доска разделена на четыре части. Та, из которой игрок начинает движение своих шашек, называется «домом». Задача - довести все свои шашки в «дом» противника и не дать ему сделать то же самое. Когда шашки перекочевали в другой «дом», оттуда их можно вывести за пределы доски. Ну а после того, как все шашки одного цвета покинули доску, - партия выиграна. Как далеко получится передвинуть свои шашки за ход, зависит от количества очков, выпавших на костях (зарах). Передвинуть можно либо одну, либо две шашки за ход. А если на зарах выпали одинаковые значения, то ход удваивается, и тогда можно переместить до четырех шашек.

Одноцветные шашки могут выстраиваться в столбики, занимая одну и ту же отметку. Для другого цвета эта отметка становится недоступной. А вот если шашка стоит одна, то ее можно выбить, вернув в «дом», и заставить проделывать весь путь сначала. Кстати, одной из особенностей «длинных нардов» является правило, что выбивать чужие шашки нельзя. Из-за этого они менее динамичны, но требуют более сильного тактического мышления.

Одно из ключевых отличий нардов от шахмат состоит в том, что здесь невозможна ничья. Кто-то обязательно выйдет победителем, а кто-то проиграет. Победа нередко зависит от одного-единственного удачного броска зар. Но это не значит, что выигрывает тот, кому просто везет. Умелый тактик сможет провести свои шашки через всю доску, даже если зары раз за разом падают неудачно. Зато благодаря фактору случайности в нардах практически не бывает стандартных положений и одинаковых партий.

У игроков в нарды есть своя культура и свой жаргон. Отдельные суеверия и правила связаны с тем, как правильно кидать зары. Во время хода соперника их следует держать в руке, а если при броске хотя бы одна зара выкатилась за пределы доски - надо бросать еще раз, даже если тебе выпала долгожданная удачная комбинация. Бывает, что каждый играет своей парой зар. А иногда кидают не из руки, а из специального стаканчика, чтобы исключить возможность шулерства. Комбинации принято называть по-персидски. Например, сочетание 1:1 называется арек (апек), б:б - du-shesh (ду-шеш), а 5:1 - panj-ek (пандж-ек).

Одним из самых популярных в мире турниров по нардам считается чемпионат Азербайджана под названием «Золотые зары». Победитель и правда получает два шестигранника, отлитые из чистого золота.

Виктор БАНЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Люди и вещи