Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Приручённый фейерверк

Бенгальские огни сегодня - это такой же символ Нового года, как мандарины, елка и салат оливье. Это искристое чудо на палочке создает праздничное настроение и возвращает в детство даже безнадежно взрослых людей. Однако создатели этой пиротехники очень удивились бы, узнав, как мы ее используем. Ведь придумывали они ее совсем не для развлечений!

Для чего был изобретен бенгальский огонь? Достоверно это неизвестно. Существуют две основные версии. Согласно первой, это было своего рода сигнальное устройство. С помощью горящей в бамбуковых трубках горючей смеси из селитры, серы и сернистой сурьмы люди подавали друг другу знаки на расстоянии. Согласно второй версии, бенгальские огни изначально использовались в храмах - их зажигали во время религиозных церемоний.

Предприимчивые жрецы

В одном сходятся обе версии - изобретен бенгальский огонь был не позднее V-VI века. Именно к этому времени относится первое дошедшее до нас письменное упоминание о быстро гаснущих, но необыкновенно ярких, сыплющих искрами огнях, которые видели люди, побывавшие в Бенгалии. Сейчас этот регион поделен между Индией и Бангладеш, а в те времена он был единым. На территории Бенгалии господствовавшей религией был попеременно то индуизм, то буддизм. Именно поэтому «храмовая» версия выглядит более правдоподобно. Ведь служители обоих культов были заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше народа именно в свой храм. А что может быть привлекательнее, чем огненное «чудо»? Вот они его и создали! Жаль только, патентом не озаботились. Поэтому имен изобретателей мы не знаем. Огонь же стал известен во всем мире под именем бенгальского - по месту рождения.

Стоит отметить, что у первых бенгальских свечей, в отличие от привычных нам, основа была не металлической, а растительной. Священнослужители использовали пустотелые стебли растений или же скручивали трубки из прочных сухих листьев. В эти-то трубки или стебли и набивали «бенгальский» горючий состав.

Поначалу бенгальские огни горели только одним цветом - белым. Но к началу VIII века мастера научились раскрашивать их в разные цвета. Для этого к основе, состоявшей из угля, серы и бертолетовой соли, подмешивали азотнокислый барий, который давал зеленый цвет. Или сернокислую соль окиси меди - тогда получали голубой. А если добавляли азотнокислый натр - огонь становился желтым. Азотнокислый стронций придавал красный оттенок.

Но и это еще не все хитрости. Чтобы бенгальский огонь вызывал у верующих определенные эмоции, служители храмов подмешивали в горючую смесь различные вещества, которые создавали особые запахи. Если на церемонии должно было «пахнуть преисподней», то добавляли порошок серы, которая при горении выделяет неприятный сернистый газ. А если во время обряда присутствовавшие должны были ощутить «благостное дыхание», то в составе бенгальского огня использовалась канифоль.

Покорение Европы

Бенгальские огни изобрели для привлечения людей в храмы

Бенгальские огни проникли в Европу через Испанию. Это случилось в конце Средних веков, после того как установились торговые связи с Индийским полуостровом. По данным испанского исследователя Бертрано Люенго, впервые бенгальское «чудо» увидели жители Валенсии. Они пришли в восторг от этого иноземного изобретения. Однако восторг этот был вовсе не религиозного свойства. Европейцы восприняли искристый огонь исключительно как новое развлечение. И с энтузиазмом стали его использовать в карнавальных шествиях, театральных постановках, а также в качестве сюрприза на празднике.

Так бенгальский огонь потерял свое сакральное значение, но зато приобрел много новых поклонников. И эти поклонники тут же придумали, как усовершенствовать бенгальский огонь и сделать его еще более эффектным. Для этого европейские мастера пиротехники стали добавлять в горючий состав железную окалину или дробленый чугун. Именно металлическая добавка позволила огню при горении разбрасывать во все стороны сверкающие искры, которые одновременно пугали и веселили.

А еще европейцы заменили сухой стебель на деревянную палочку. И стали наносить горючую смесь на нее сверху в несколько слоев, а не класть внутрь. Один конец палочки оставляли при этом чистым, чтобы за него можно было держаться. Кстати, палочки тогда были длиннее, чем те, к которым мы с вами привыкли. Они больше походили на факелы.

Уже в XX веке бенгальский огонь снова поменял свою основу - теперь это были, наконец, известные нам металлические пруты. Состав горючей смеси за прошедшие века тоже немного изменился. Современный рецепт таков: азотнокислый барий, порошок алюминия или магния, декстрин или крахмал для склеивания ингредиентов, а также оксидированные железные или стальные опилки для образования искр.

Народные рецепты

Интересно, что у восточных славян были свои «бенгальские огни», и появились они примерно в то же время, что и заморские, - около VI-VII века. Однако «славянские огни» были не химического, а растительного происхождения. Их делали из плауна, или, как его еще называют, ликоподия. Это стелющееся по земле вечнозеленое травянистое растение, похожее на мох. Его зрелые сухие споры при поджигании дают мгновенную искристую яркую вспышку огня без дыма, благодаря высокому содержанию в них жирных масел и глицерина.

Скорее всего, славяне случайно узнали об этом свойстве плауна. Но потом стали сознательно его использовать - в начале осени споры растения собирали и высушивали, а во время праздников устраивали с их помощью «огненные потехи». Обычно споры горстью рассыпали над костром, и они вспыхивали, словно фейерверк. Знатоки еще и шумовые спецэффекты устраивали - подмешивали высушенную и превращенную в порошок березовую листву. Она, сгорая, трещала и «стреляла искрами» во все стороны, приводя в восторг зрителей.

А вот настоящие бенгальские огни появились в России только в XVIII веке. Как и многие другие «заморские штучки», они были привезены Петром I. Любил царь праздники с размахом и устраивал их по поводу и без. У Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны и Екатерины II огненные забавы тоже были в почете. А вот в народе к чужеземной пиротехнике долго относились с недоверием. Да и дорогой она была - не по карману простым людям.

Однако к XX веку россияне привыкли к бенгальским огням и полюбили их. Особенно «пламенную» их разновидность. Причем их не всегда покупали, а порой делали самостоятельно. Профессор Михаил Петров в своей книге «Общедоступная пиротехника» рекомендовал для изготовления пламенных бенгальских свечей «гильзы из писчей бумаги в три оборота, 20 мм поперечного сечения и 35 см длины». Далее рецепт предписывает следующее: «В гильзу кладут глины на 5 см и затем наполняют пламенным составом бенгальского огня, слегка утрамбовывая...» Такая свеча сгорала вместе с гильзой, поэтому держать ее в руках было невозможно. Впрочем, свечи эти и не были для держания предназначены. Их закрепляли по контуру рисунка, а потом поджигали. За счет ровного яркого пламени они создавали настоящую «огненную картину».

Также популярно было пропитывать бенгальской смесью бумагу. Из нее вырезали буквы или слова, составляли из них огненные надписи. Сейчас для тех же целей чаще используются светодиоды, а не бенгальские огни. Но ни неоновые трубки, ни диоды не заставили людей забыть про старую забаву. Ее, конечно, потеснили, оставив бенгальским огням практически только Новый год. Но зато уж этот праздник без них не обходится!

Марина ВИКТОРОВА

Как время изменяет наш мир.Карандаш


Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Люди и вещи     Следущая










Сообщество в G+