Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.


Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Не с пустыми руками

В продуктовый магазин современный человек ходит почти каждый день. Иногда купить что-то к чаю, иногда - запастись необходимым на всю неделю. Покупки можно нести в руках, а можно загрузить в багажник автомобиля. Но и то, и другое - при условии, что все надежно уложено в пакеты и пакетики.

Проблема упаковки сыпучих продуктов (соли, круп, сахара) встала перед человеком еще в глубокой древности. Правда, сначала выбор у него был не особенно велик: листья деревьев, выделанные шкуры животных, ткани, ветви кустарников, из которых плели корзины, или береста, идущая на изготовление коробов.

Носитель рекламы

Так продолжалось до XIX века, до начала эпохи изобретений и промышленной революции. Кроме того, это был период всплеска торговли мелкой розницы. И вот в 1859 году решение нашел американский изобретатель Уильям Гудейл, создавший первую установку по производству бумажных пакетов. Через несколько лет его коллеги предложили печатать на бумаге названия товаров. А в 1870 году Лютер Кроуэлл предложил вариант пакета с плоским дном.

Спустя 10 лет, с изобретением технологии плоской печати, бумажные пакеты стали выполнять функцию популярного носителя рекламы. В качестве основного материала для них использовалась мелованная бумага белого цвета с гладкой поверхностью. Однако из-за недостаточной прочности внутреннюю поверхность пакета приходилось ламинировать, что серьезно увеличивало трудоемкость изготовления и себестоимость продукта.

Кроме «меловки», вскоре стали использовать крафт - грубую бумагу коричневого цвета. Плотность этой бумаги составляла 90 граммов на квадратный сантиметр, что вынуждало производителей верх и дно пакета укреплять картоном. Затем для удобства стали снабжать пакет веревочными или, впоследствии, пластиковыми ручками. Постепенно такие варианты стали сувенирной продукцией. Впоследствии на поверхность стали наносить даже голографические изображения. Но производство таких пакетов окупалось при тираже не менее 1000 штук, и как правило, партии делались на заказ.

Решение проблемы

И вот свое слово в производстве пакетов сказала женщина. Звали ее Маргарет Найт, и работала она в фирме Columbia Paper Bag, занимавшейся производством пакетов. Она была рядовой работницей, в обязанности которой входила упаковка готовой продукции. Как-то Маргарет обратила внимание на тот факт, что сами пакеты штамповали машины, а вот плоское дно приходилось делать вручную. «А ведь это трата времени и потерянные деньги!» - подумала девушка.

Надо сказать, что Маргарет Найт родилась в семье мастерового, в детстве ее игрушками были в основном инструменты отца, да и прошло оно в окружении механизмов. С 12 лет девочка вместе с братьями работала на ткацкой фабрике. Так что она сама создала чертеж устройства, которое состояло из режущего приспособления, названного «направляющим пальцем», и механизма для складывания - фальцевателя. После этого девушка смастерила деревянную модель размером 70 на 30 миллиметров и убедилась на практике, что ее расчеты верны. Только после этого Маргарет в 1868 году обратилась в механическую мастерскую с заказом на действующий образец.

Механизм изготовили, но тут случилась неприятность. Один из работников мастерской, некто Чарльз Анн скопировал чертежи и попытался запатентовать изобретение на свое имя. Маргарет потребовалось немало усилий, чтобы доказать свое авторство. Для этого пришлось провести несколько судебных заседаний и представить на рассмотрение служителей Фемиды доказательства в виде дневника, чертежей, фотографий и показаний свидетелей, наблюдавших за творческим процессом. Суд встал на сторону настоящей изобретательницы. Впоследствии Маргарет Найт основала свое конструкторское бюро, на базе которого разработала и запатентовала 27 различных механизмов, за что журналисты назвали ее «леди Эдисон». Но вот особого богатства инженерная деятельность ей так и не принесла. После смерти Маргарет на ее счете оказалось чуть больше 250 долларов.

Друг наш, враг наш

Полиэтиленовый пакет

На долгие годы бумажный пакет стал основной тарой для продуктов. Но не за горами был новый прорыв в деле создания упаковки для торговли. В конце XIX века химик Ганс фон Пехманн после опытов обнаружил на дне пробирки осадочное вещество, похожее на воск. Его коллеги Бамбергер и Тширнер чуть позже дали ему название «полиметилен». Поначалу химическая формула полиметилена осела в научных архивах. Его постигла участь многих изобретений, не нашедших конкретного применения. Но опыты с этим веществом открыли дорогу для экспериментов по синтезированию все новых и новых искусственных материалов.

Бумажную упаковку частично заменили целлулоид и целлофан. Правда, с их использованием оставалась та же проблема - высокая стоимость и невысокая прочность. И вот наступил 1933 год. Тогда химики концерна Imperial Chemical Industries Эрик Фосетт и Реджинальд Гибсон проводили опыты с газами под высоким давлением. После окончания эксперимента они обнаружили на одном из узлов налет в виде воскообразной массы. Это был полиэтилен. Немного позже ученые обосновали процесс производства материала из сырой нефти путем крекинга. Были созданы промышленные линии по выпуску «толстого» и «тонкого» полиэтилена. Первый вариант использовался для производства изоляционного покрытия электрических кабелей и канистр. Второй хорошо зарекомендовал себя в качестве оболочки для колбасы.

В первой половине 1950-х годов в США ученые «скрестили» целлофан и полиэтилен.

Тогда продавцы стали использовать полученный продукт при упаковке хлебобулочных изделий. Однако полиэтиленовые пакеты в виде, привычном для нашего глаза, появились только в 1957 году и опять же в США. Инициатором массового производства пластиковых пакетов стала стремительно расширяющаяся сеть супермаркетов с огромным количеством покупателей, стремящихся приобрести максимальное количество товаров.

Долгое время в ходу были пакеты с «вырубной» ручкой, и только в 1982 году появились их собратья в форме «майки». Однако столь полезная вещь, как оказалось, таила в себе опасность. И дело даже не только в том, что исходным продуктом для производства полиэтилена являются невосполнимые природные ресурсы. Главная беда в том, что в окружающей среде выброшенные пластиковые пакеты сохраняются длительное время, не подвергаясь разложению. А когда процесс распада начинается, то он сопровождается выделением вредных веществ, уничтожающих флору и фауну.

Трудно сказать, сколько пластиковых пакетов производится в мире в год. Социологи называют цифру в 9 триллионов штук. В одной только Москве покупатели используют ежедневно 3 тонны пакетов. Поэтому тревога экологов вполне обоснованна. Впрочем, почти по всему миру (увы, за исключением России) началось движение если не за полный отказ от полиэтиленовых пакетов, то за сокращение их оборота.

Любопытные данные привели экологи по Великобритании. На берегах Туманного Альбиона в 2015 году были востребованы 7 миллиардов пакетов. И тогда правительство ввело налог - пять пенсов на каждую штуку, вдобавок к стоимости изделия. К концу 2016 года статистики констатировали - востребованными оказались всего 500 миллионов пакетов. Кроме того, владельцы многих магазинов при входе разместили вывески: «За покупками просим приходить со своими пакетами или сумками».

Но впереди планеты всей оказались африканцы из бедных стран, где переработка мусора является проблемой. Например, в Танзании производство полиэтиленовых пакетов запрещено. Нарушителю грозит штраф в 2 тысячи долларов или год тюрьмы. Такой же запрет действует и в соседней Руанде.

Сергей УРАНОВ

Как время изменяет наш мир. Картофелемялка




Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Люди и вещи