Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом её удобство


Подпишись на РСС










Сын тирана

Афины были величайшим городом древней Эллады. Править им являлось великой честью и великой ответственностью. Тиран Писистрат, живший в VI веке до нашей эры, справлялся с этой задачей вполне достойно. А вот его сыновья - Гиппарх и Гиппий - не удержались от искушения править путем жестоких репрессий. И возмездие не замедлило себя ждать.

Слово «тиран» с древнегреческого переводится вполне однозначно - «жестокий деспот» или «злой мучитель». Именно так называли политических деятелей, которые захватывали единоличную власть в греческих полисах. Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все тираны были отъявленными злодеями. Среди них встречались и такие, кто вполне искренне заботился о народе и процветании своего города. Но воспитанные на демократических традициях эллины все равно видели в единоличном правителе однозначное зло. И потому над каждым тираном постоянно висела тень неминуемого заговора или восстания.

Такие разные наследники

В VI веке до нашей эры афинский политик по имени Писистрат с помощью хитрости и личной вооруженной стражи пришел к власти в Афинах. Этот город уже тогда высоко почитался по всей Элладе, однако еще не был по-настоящему процветающим центром. Став тираном, Писистрат показал, что власть была ему нужна не для личного обогащения. Он правил вполне мудро, заботясь о городской бедноте и крестьянах, чем привлекал на свою сторону их симпатии.

Зато аристократы Писистрата просто ненавидели - ведь он стал забирать себе часть налогов, прежде достававшихся им. Так что Писистрату пришлось несколько раз покидать Афины, а затем снова то хитростью, то силой возвращать себе власть. Тем не менее в целом его правление было вполне благополучным. Афины богатели и распространяли свое влияние все дальше. Стать главным политическим центром Эллады им не удалось, но дело явно шло к этому.

В 527 году до нашей эры Писистрат умер, и власть перешла к его сыновьям - Гиппию и Гиппарху. Братья крепко дружили и потому стали править совместно, вместо того чтобы бороться за трон. При этом по характеру они сильно отличались. Старший, Гиппий, отличался твердым рациональным умом и четко знал, чего хочет от жизни. Ради того, чтобы закрепить власть в Афинах за династией, основанной его отцом, он был готов на многое, если не на все. Проявлять мягкость или нерешительность, которые порой мог себе позволить Писистрат, Гиппий точно был не намерен.

Гиппарх же, как пишут о нем античные авторы, отличался чрезвычайно легкомысленным нравом, больше всего на свете увлекаясь любовными интрижками с представителями обоего пола и поэзией. Поэтому, формально числясь соправителем брата, он занимался исключительно вопросами культуры и искусства. Внешне Гиппарх производил впечатление чрезвычайно мягкого человека, он всегда выступал против крайних и жестких мер. Из-за этого в народе его даже считали слабаком на фоне решительного брата. Но при всем этом Гиппарх моментально выходил из себя, если не мог получить желаемое. В таком состоянии он начинал действовать порывисто и необдуманно.

Какое-то время братья уравновешивали друг друга. Гиппий недрогнувшей рукой расправлялся с уцелевшими врагами отца (которых сам Писистрат всего лишь отправлял в ссылку). Гиппарх же жил в свое удовольствие, щедро покровительствуя поэтам и умножая славу Афин. Но это не могло продолжаться бесконечно.

Странный заговор

Статуя Гармодию и Аристогитону

Около 514 года до нашей эры легкомысленный Гиппарх увлекся юношей по имени Гармодий. Однако тот взаимностью тирану не ответил, так как уже имел любовника - своего дальнего родича Аристогитона. Гиппарх из-за отказа крайне разозлился. Но формального повода подвергать юношу репрессиям не было. Не в силах сдержать обиду, Гиппарх сорвал зло на сестре Гармодия, запретив ей участвовать в торжественной процессии, а самого юношу прилюдно обозвал трусом.

Гармодий и Аристогитон решили, что на такое оскорбление нужно ответить. Дальше в этой истории начинаются странности, так как отомстить за домогательства взбалмошного Гиппарха они решили его грозному брату Гиппию. Поэтому ряд историков вполне обоснованно полагают, что подоплека у всей этой истории была сугубо политическая и Гиппия «заказали» его противники-аристократы. Ну а историю с его братом придумали для оправдания убийц в глазах общественности.

Сложился заговор, главные роли в котором играли Гармодий и Аристогитон. Убийство назначили на день Панафиней - главного городского праздника в честь богини-покровительницы Афины. Убить тирана собирались во время праздничной процессии. Но перед самым началом шествия один из заговорщиков подошел к Гиппию и стал с ним беседовать совершенно по-приятельски. Это смутило Гармодия и Аристогитона. Они решили, что товарищи предали их.

План был срочно изменен. Теперь жертвой был назначен Гиппарх - с которого, по официальной версии, все и началось. Заговорщики вдвоем напали на младшего тирана и закололи его, пока телохранители не успели опомниться. Гармодий был тут же поднят на копья. Аристогитон сумел убежать, но вскоре был пойман.

Случившееся страшно потрясло Гиппия. Он хотя и порицал Гиппарха за легкомысленность, но все же искренне любил брата. А потому жаждал кровавой мести за его смерть. Аристогитон был подвергнут жестоким пыткам, но умер в руках палача, так и не выдав никого из своих сообщников. Тогда в застенки была брошена гетера Леэна, бывшая любовницей одного из двух главных заговорщиков. Она тоже отказалась предавать друзей. Опасаясь, что может не выдержать пыток, Леэна откусила себе язык и умерла, так и не проронив ни слова. Ее мужество настолько потрясло афинян, что они воздвигли в ее честь на Акрополе статую львицы без языка. А позднее каменная львица иногда стала сопровождать изваяния богини любви Афродиты.

Ослепленный яростью Гиппий начал масштабные репрессии в городе. Теперь он проявлял жесткость не только там, где это было нужно, но просто по любому поводу. Для того чтобы быть казненным или изгнанным из города, достаточно было просто попасться на глаза тирану в неподходящий момент. И очень скоро афиняне ощутили, что платят слишком высокую цену за процветание, которого добился Гиппий.

Битва у Марафона

В числе изгнанных из Афин тираном оказались и представители одного из основных аристократических родов - Алкмеониды. Они были основными политическими оппонентами Гиппия и теперь были готовы отстаивать свою позицию уже с оружием в руках. Все равно после изгнания терять им было нечего. Однако поначалу им не удавалось собрать армию, и отряды Гиппия одерживали легкие победы.

Тогда Алкмеониды пошли на хитрость. Они банально подкупили жрецов Дельфийского оракула, и те провозгласили «божественную волю» на свержение тирании в Афинах представителям самого воинственного народа Эллады - спартанцам. Однако первый поход Спарты на Афины около 510 года до нашей эры закончился для спартанцев поражением. Более того, при этом погиб их царь Анхимолий. Это задело спартанцев за живое, и вскоре к стенам города подошло еще одно войско в красных плащах. Возможно, и на этот раз все обошлось бы для Гиппия благополучно, но нападавшим удалось захватить в плен его детей. Выхода не было - тиран сдался и был изгнан из города, который вздохнул с облегчением после избавления от его «твердой руки».

Поражение нисколько не охладило нрава и не смягчило характера Гиппия. Он продолжал неустанно искать способы вернуться к власти в Афинах и беспощадно отомстить всем врагам. В поисках союзников он добрался до двора персидского царя Дария I. Так бывший тиран Афин стал предателем, приведшим на родную землю огромное войско врагов. Именно он помог персидской армии в 490 году до нашей эры найти путь на Пелопоннес. Более того, именно Гиппий указал в качестве удобного места для военного лагеря долину возле города Марафон.

На этой равнине и произошла знаменитая Марафонская битва. Персы потерпели поражение и были изгнаны из Эллады. Неизвестно, присутствовал ли на поле боя Гиппий. Если да, то он был в глубоком тылу и успел спокойно спастись. А может быть, вести о поражении настигли его вдали от Марафона. Так или иначе, он умер в том же году от старости, полностью разочаровавшись в жизни.

В памяти афинян Гиппий сохранился исключительно как изменник и жестокий тиран. Положительные стороны его правления оказались забыты. А убийцы его брата Гиппарха и вовсе стали национальными героями. Им поставили медную статую на Акрополе и сложили в их честь песню, ставшую со временем неофициальным гимном Афин.

Виктор БАНЕВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Злодеи     Следущая












Интересные сайты: