Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом её удобство


Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Герой ногайской орды

В русских летописях этого влиятельного золотоордынского эмира именовали Едигеем или Эдигеем, а в восточных хрониках он известен нам как Идите или Идику. Для одних он - жестокий завоеватель, для других - предатель и властолюбец. А для третьих - национальный герой.

Русские летописи однозначно считают Едигея врагом и кровожадным злодеем. Для Руси он своего рода «бич Божий» начала XV столетия. Восточные авторы делят жизнь Идику на две части: сначала он благочестивый сподвижник Тимура (Тамерлана), потом - коварный предатель. И только в эпосе кочевых народов Ногайской Орды Идиге предстает настоящим героем и мудрецом, человеком с незапятнанной репутацией... Кем же был Едигей-Идику-Идиге на самом деле?

Предать Тамерлана

В летописях и хрониках нет достоверных сведений о дате его рождения. Остается делать приблизительные подсчеты: в год восшествия на престол Золотой Орды молодого Тохтамыша это был уже прославленный воин. Принято считать, что родился Едигей в 1352 году.

Арабские и среднеазиатские авторы рисуют противоречивый портрет Идику. До второй половины 1390-х годов они не жалеют восхвалений, наделяя героя множеством добродетелей. Вот, например, как описывал его арабский историк Ибн Арабшах: «Был он очень смугл [лицом], среднего роста, плотного телосложения, отважен, страшен на вид, высокого ума, щедр, с приятной улыбкой, меткой проницательности и сообразительности, любитель ученых и достойных людей, сближался с благочестивцами и факирами, беседовал [шутил] с ними в самых ласковых выражениях и шутливых намеках, постился и по ночам вставал [на молитву], держался за полы шариата, сделав Коран и сунну да изречения мудрецов посредником между собою и Аллахом всевышним». Кстати, в этом фрагменте содержится единственное известное описание внешности Едигея.

Но стоило герою войти в сложные отношения с Тамерланом, которому он верно служил долгие годы, как отношение к нему меняется.

На первый план выходят те же качества, которые доминируют в русских летописях - лживость, двуличность, криводушие.

С Тамерланом Едигей и правда поступил вероломно. Отпросившись со службы якобы для наведения порядка в Белой Орде и вербовки войск, он решил проводить собственную политику. Запретил своим вассалам возвращаться на службу к Тамерлану и стал фактическим хозяином Ногайской Орды (Мангытского юрта).

После этого он обратил свой меч как против Тамерлана, так и против Тохтамыша. Неудивительно, что арабские хронисты с удовольствием приводят отзыв о нем Тохтамыша: «Этот человек Идику...» Не эмир, не мудрец, не благочестивец и постник, а всего-то «этот человек». То есть некто, лишенный имени, рода и племени...

Темник-интриган

Едигей

В то же время для народов Ногайской Орды Едигей-Идиге был таким же героем, лишенным недостатков, как Чингисхан для монголов. Причем для каждого из входящих в Орду народов он имел соответствующую национальность. Для мангытов он - мангыт, для кунгратов - кунграт, для узбеков - узбек и так далее. Татары, например, считают Идите своим национальным героем и сегодня.

В эпосе путь Идите сопровождают чудесные события, предзнаменования и пророчества. За преданность прежнему хану Тохтамыш уничтожает всю семью сокольничего Балтычака (в реальности отец Едигея был эмиром мангытов). Но Идите чудесным образом остается жив. Мальчик растет и всех удивляет своей мудростью, а Тохтамыш, подозревая, что младенец жив, ищет его и жаждет уничтожить (хотя настоящий Едигей, разумеется, не мог быть настолько младше Тохтамыша). Призванный для прорицания мудрец сообщает хану, что Идиге предначертано возвыситься надо всеми.

Идиге бежит на службу к Тамерлану и женится на его дочери (на самом деле это сестра Едигея была замужем за Тамерланом). Через годы, когда подрастает сын Идиге Нураддин, он решает вернуться и отомстить Тохтамышу. Тохтамыш погибает, а Идиге возвышается. Но сын Тохтамыша мстит за отца и его воины убивают Нураддина и Идиге.

Реальный же Едигей был умным и амбициозным политиком, но чрезвычайно жестоким и беспринципным человеком. Он действительно был в первое время тесно связан с ханом Тохтамышем, участвовал во всех его походах и достиг значительного положения. В свою очередь, Тохтамыш был тесно связан с Тамерланом. Но позже монгольский хан решил избавиться от этой зависимости. Едигей считал прямую конфронтацию ошибкой и при столкновении с войском Тамерлана перешел на сторону последнего.

Однако и с ним в итоге решил порвать, поняв, что тот не желает усиления Золотой Орды. А Едигей уже тогда нацеливался на то, чтобы захватить власть. Он вернулся в Орду и, опираясь на верных мангытов, начал планомерное уничтожение Тохтамыша.

Война была затяжной и шла с переменным успехом. Сначала удача сопутствовала Едигею. Он смог изгнать Тохтамыша и посадить на золотоордынский трон свою марионетку. Бывший хан попытался вернуть себе власть с помощью европейских союзников (литовского князя Витовта), но и здесь Едигей оказался сильнее.

В конце концов Тохтамыш был убит в одной из битв. Но остались его дети, которые не намерены были ничего прощать и забывать.

Какое-то время казалось, что поколебать власть Едигея (который оставался темником, но фактически правил Ордой и Хорезмом) невозможно. Но и ему довелось изведать горечь поражений. Сын Тохтамыша Джелал ад-Дин сумел изгнать Едигея из Золотой Орды, а сын Тамерлана Шахрух в конце концов отобрал у него Хорезм. Немалую роль здесь сыграло то, что Едигей правил своими землями железной рукой, делая ставку на страх и жестокость. Поэтому никакой поддержки от местного населения он не получил. Те предпочли вернуться под руку потомка Тамерлана, нежели терпеть дальше тиранию Едигея.

Новые попытки захватить влияние в Золотой Орде успехом не увенчались. В 1419 году Едигей был убит одним из сыновей Тохтамыша в районе города Сарайчика - столицы Ногайской Орды.

Кремль в осаде

Для русских летописцев Едигей стал безусловным олицетворением зла. Летописцы не интересуются его прошлым, они слишком потрясены своим настоящим. Ведь имя этого человека появляется только в связи с набегами монгольского войска.

Впервые он упоминается как командующий левым флангом войска хана Тохтамыша во время его похода на Москву 1382 года, затеянного ради возвращения русской дани, которую Дмитрий Донской решил не платить после победы на Куликовом поле.

Действия Едигея были осторожны и хорошо продуманы. Монголам удалось взять Москву без значительных потерь, использовав устрашение и обман. В результате монголы захватили имущество и пленных, а город сожгли.

В 1399 году Едигей появляется в русских летописях уже как противник свергнутого Тохтамыша. Причем Тохтамыш кажется летописцам меньшим злом, чем его враг Едигей, который успешно разбивает объединенное русско-литовское войско и преданных Тохтамышу воинов на речке Ворскле.

В третий раз имя Едигея упоминается в 1408 году, когда он, став уже фактическим владыкой Золотой Орды, двинул войско на Москву.

Вот как рассказывает об этих событиях средневековое русское «Сказание о нашествии Едигея»: «Когда на исходе был третий год раздора Руси с Литвой, те и другие, русские и литовцы, подошли к Угре. Немного времени постояли и примирились... Татары же, которые кочевали неподалеку, как увидели, что войска разошлись обессилевшие, обо всем этом сообщили Едигею. Коварный же Едигей, который некогда именовал себя отцом Василия, но, таясь, носил в своих устах змеиный яд, ненависть скрывал под личиной любви к Василию, называя его своим сыном, выбрал самую пору: не с добром - со смертью спешил на русское, только что распущенное, утомленное войско... Не успел Василий собрать и небольшой дружины, как город был осажден... И побежали люди, забывая и об имуществе, и обо всем на свете. И поднялась в людях злоба, и начались грабежи... И множество людей погибло, а иные от холода поумирали, ибо тогда, на погибель христианам, зима была лютая и стужа превеликая».

Московскому князю Василию Дмитриевичу повезло - после трехнедельной осады Москвы Едигей был вынужден увести войско, чтобы отбить нападение сына одного из свергнутых им ханов. Но черная память о нашествии Едигея на Русь осталась навсегда.

При этом русские летописи отмечают храбрость и мудрость Едигея. Но наделяют его сатанинскими чертами - алчностью, хитростью, лживостью, двуличностью. Недаром Едигей сравнивается с библейским змеем. Одним словом - хитрый и опасный враг. Русским Едигея любить не за что...

Михаил РОМАШКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Злодеи