«Чёрная жемчужина» Парижа

Автор: Maks Янв 16, 2019

Жозефину Бейкер называли «Черной жемчужиной», «Креольской богиней» и «Бронзовой Венерой»; она сводила с ума обывателей, художников, писателей и аристократов. Она любила мужчин и женщин, пять раз была замужем, не носила одежды под мехами и ненавидела расизм и нацистов.

Родившись от пылкой любви барабанщика и чернокожей прачки, Жозефина была дочерью сумасшедшего XX века и разделила с ним свою судьбу, стойко перенеся испытания и невзгоды. Уже в 15 лет за спиной у Жозефины было два брака. В первый раз она выскочила замуж в 13, но отношения продлились несколько недель — до первых ссор, а затем девушка приняла предложение чернокожего проводника Вильяма Бейкера, чью фамилию она потом оставила на всю жизнь.

От помойки к вершинам

Фрида Жозефина Макдональд родилась знойным летом 1906 года в городе Сент-Луисе (штат Миссури, США). Ее отца, музыканта-ударника, звали Эдди Карсон. Мать Жозефины, Кэрри Макдональд, работала официанткой. Но вскоре после рождения брата Жозефины Ричарда отец бросил семью. С восьми лет девочка помогала матери, которая, выйдя замуж второй раз, трудилась прачкой. В этом браке родились две сестры Жозефины, и поэтому особого внимания старшей дочери Кэрри не уделяла. Девочка одевалась в лохмотья, голодала, искала пропитание на помойках. В 12 лет бросила школу, ушла из дома и зарабатывала на еду танцами на вокзале, жила с беспризорниками, спала в коробках на улице.

В 13 лет судьба подарила ей шанс «стать как все» — красивую девчушку взяли официанткой в клуб Old Chauffeur’s. Здесь она познакомилась со своим вторым мужем. Но жить «как все» Жозефина не хотела уже тогда, предчувствуя, что ей предназначена иная судьба — полная славы, опасностей и приключений. Вскоре она бросила Бейкера и стала танцевать в группе Jones Family Band.

Это окончательно разрушило ее отношения с матерью, которая считала, что главное в жизни — иметь работу, выйти замуж и родить детей. Кэрри не смягчили ни успехи дочери, ни ее подарки, ни даже деньги, которые Жозефина привезла после выступлений в Нью-Йорке. Именно из-за ссоры с матерью Жозефина в итоге уехала в Париж.

Но была и еще одна причина — расизм. В 1917 году девочка стала свидетелем расовых бунтов в Восточном Сент-Луисе, когда белые напали на чернокожих, отбирающих у них рабочие места. Черных забивали камнями, расстреливали из машин, а когда те стали обороняться, активисты куклукс-клана подожгли черные кварталы и расстреливали всех, кто выбирался из огня. Было убито 200 чернокожих, 6 тысяч остались без жилья. Этого Жозефина Америке не простила.

Вдохновительница и муза

Жозефина БейкерУспех пришел к ней еще в Нью-Йорке, где Жозефина Бейкер удачно вписалась в волну «Гарлемского ренессанса» — направления в искусстве, вызванного появлением множества негритянских имен — музыкантов, танцоров и художников. Это движение было популярным и в Париже, где появилось множество выходцев из французских колоний. Расцвет «ренессанса» продлился до 1929 года, когда началась Великая депрессия.

В 19 лет юная танцовщица отправилась покорять Париж с шоу La Revue Negre, с которым она выступала в театре на Елисейских полях. Ее ждал бешеный успех. Кто-кто, а французы знали толк в женской красоте, в эротике и сполна смогли оценить экстравагантность юной иноземки.

После первого же танца, который газетчики назвали «Диким» и который Жозефина станцевала в короткой юбочке из искусственных бананов и в ожерелье, на нее обрушилась слава.

После турне по Европе Бейкер разорвала контракт с труппой и переехала в Париж. Отныне ее сердце принадлежало Франции, а Франция принадлежала ей. Она стала одним из основоположников стиля ар-деко, который включал в себя элементы африканской культуры. Ее боготворил поэт и художник Жан Кокто, ее писали Пикассо и Матисс, ее любил Эрнест Хемингуэй, который называл ее самой сенсационной женщиной в мире. Он-то и открыл поклонникам тайну Жозефины — почему она в жару кутается в меховое манто. Как оказалось, под манто, кроме бриллиантов, на Жозефине ничего не было.

Жозефина снялась в четырех фильмах: «Сирена тропиков» (1927), «Зузу» (1934) «Принцесса Там-Там» (1935) и «Фаус Алерте» (1940).

Сама же «муза» так писала об этом времени: «Я импровизировала, обезумев от музыки… Даже мои зубы и глаза горели лихорадкой. Каждый раз, когда я прыгала, я прикасалась к небу, а когда опускалась на землю, казалось, что она принадлежит только мне».

Она хулиганила на сцене и в жизни: кривлялась, смеялась и кувыркалась, громко разговаривала на ломаном французском, ела руками и не обращала внимания на замечания. На сцену она по-прежнему надевала только юбочку, боа и нитку жемчуга.

В Париже она завела гепарда в бриллиантовом ошейнике, с которым выходила на сцену и который то и дело сбегал в оркестровую яму, распугивая музыкантов; поросенка по имени Альберт, огромного питона, с которым танцевала, гуся и белых мышей. Весь этот зоопарк жил в центре Парижа в съемной квартире, а когда разозленные соседи приходили сделать внушение, они кричала им, что это ее друзья, которые никогда не предадут.

Про нее судачил весь Париж, и, конечно, говорили невесть что, намекая на распущенность. А она действительно была темпераментна и не скрывала этого.

И все могло бы для нее закончиться печально, как не раз уже бывало в Париже — потерей красоты, таланта, болезнями и смертью, если бы не одно «но». Внутри у раскрепощенной красотки был стальной стержень, закаленный на помойках Сент-Луиса.

Женщина-воин

В 1937 году, когда карьера ее стала клониться к закату, Жозефина отказалась от американского гражданства, приняла подданство Франции и вышла замуж за бизнесмена Жана Лиона.

В 1939 году ее завербовало Бюро французской военной разведки, и в течение всей Второй мировой войны Жозефина передавала де Голлю данные о перемещении гитлеровских войск. Она посещала вечера в посольствах, водила знакомства с японскими и итальянскими чиновниками, была вхожа в высший свет. Свободно передвигаясь по Европе с концертами, она собирала информацию об аэродромах, портах и концентрации германских войск, записывая данные невидимыми чернилами в нотных тетрадях.

В 1941 году после пневмонии Жозефина уехала в Северную Африку, где продолжила работать на Сопротивление, выезжая из Марокко в Испанию и Египет. Она сумела выучиться и получить удостоверение пилота, дослужилась до чина лейтенанта, а после окончания войны была награждена медалями Сопротивления (с розеткой) и Освобождения, знаком Военного креста, а в 1961 году де Голль сделал ее кавалером ордена Почетного легиона.

После войны ее карьера снова пошла вверх — теперь она занялась серьезной музыкой.

Ее услышал весь мир

В 1950-х годах Бейкер стала одним из лидеров движения против расизма в США. К этому ее подтолкнул случай: приехав в Нью-Йорк с новым мужем, дирижером Жо Буйоном, она не смогла заселиться ни в один из 36 отелей — все они были «только для белых». Она отказалась выступать перед белыми, хотя ей предлагали бешеные деньги, зато выступила в «черном» колледже в Нэшвилле (Теннесси), где заявляла, что не боится куклукс-клана, хотя за ней следило ФБР и ей угрожали.

Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP) сделала ее своим пожизненным членом. В 1963 году в Вашингтоне она выступала с поддержкой Мартина Лютера Кинга-младшего. Она сказала, что бывала во дворцах королей и заходила в дома президентов, а в США не могла зайти в отель или заказать чашку кофе в кафе. «Но сейчас я говорю, и меня услышит весь мир!»

Она так и не обрела счастье в личной жизни, пережив несколько выкидышей и разведясь со всеми мужьями, но все равно сумела стать матерью, усыновив 12 детей разных национальностей и вероисповедания.

Жозефина умерла так, как хотели бы умереть многие артисты: она с шиком отпраздновала 50 лет творческой деятельности, оттанцевав на сцене, а после представления устроив банкет, потом легла спать и не проснулась — инсульт. Она скончалась через четыре дня в больнице Pitie-Salpetriere в возрасте 68 лет. Ее похороны были столь же грандиозными, как и ее жизнь. Похоронили ее по католическому обряду на кладбище в Монако, а в ее доме Chateau des Milandes открыли музей, где до сих пор демонстрируются юбка из бананов, нитка жемчуга и орден Почетного легиона.

Михаил ТРОИЦКИЙ



  Рубрика: Женщина в истории

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,159 сек. Потребление памяти:8.36 mb