Женщины-самураи. Цветы на поле боя

Автор: Maks Янв 16, 2019

Самураи — японский аналог европейского рыцарства, особая каста настоящих воинов. Казалось бы, в их рядах не могло быть места женщине. Однако японки — нежные хризантемы, служащие украшением мира, — тоже иногда становились самураями, и ни одна из них не посрамила своей чести ни в мирной жизни, ни в бою.

Рождение онна-бугэйся

Жизнь в самурайских семьях строилась на принципах строжайшей субординации. Мужчины-воины хотели видеть рядом с собой очаровательных жен — грациозных, покорных мужу и абсолютно преданных своему клану. Для девочки законом было слово отца, для женщины — мужа, а если супруг погибал, то во главе клана вставал старший из сыновей. Большинство японок вполне довольствовались этой ролью: пока мужчины служили своему сюзерену, они управлялись с домашним хозяйством, воспитывали детей и всячески поддерживали мужей. Существовало даже специальное понятие — «найдзё», обозначающее помощь супруги самураю в семье.

Но иногда девочки из самурайских родов проявляли склонность к боевым искусствам, и тогда из них начинали воспитывать онна-бугэйся — женщин-воинов. Интересно, что в бусидо (самурайский кодекс чести) приветствовалась способность женщины из семьи самурая возвыситься над собственным несовершенным полом и продемонстрировать силу духа, не уступающую героизму муж-чин-самураев.

Обучение женщин воинской профессии преследовало сразу несколько важных целей. Главной из них была защита собственного дома: покуда самураи сражались в бесчисленных феодальных стычках, их женщины должны были при необходимости уметь не только отстоять свои жилища, но также сохранить жизни домочадцев — стариков, детей и слуг.

Обученная онна-бугэйся могла преспокойно пускаться в путь без всякой охраны — она сама была себе телохранителем. Если не находилось того, кто мог отомстить за обиду или убийство сюзерена, эту роль брала на себя женщина из вассального самурайского семейства. Легенды, воспевающие храбрость этих воительниц, подчеркивают, что в вопросах чести они были значительно щепетильнее представителей сильного пола.

И наконец, боевые навыки онна-бугэйся становились поистине бесценными во время войны. Поскольку в японских источниках сохранилось довольно мало упоминаний об участии женщин в битвах прошлого, историки традиционно считали, что случаи эти были единичными. Однако последние археологические раскопки в Японии показали обратное: из сотни останков, найденных на месте одного из сражений конца XVI века, больше трех десятков оказались женскими. Сходные результаты были получены и при исследованиях в местах других боевых действий самурайских отрядов.

Нагината над дверью дома

Женщина - самурайВ самурайских кланах, где воспитывались будущие онна-бугэйся, им не делали никаких скидок и преподавали самурайскую науку наравне с братьями. Для воспитания храбрости девочек отправляли ночью в лесную чащу или на кладбище, запрещая возвращаться до рассвета. Чтобы сделать малышек как можно выносливее, их нагружали тяжелой домашней работой. А поскольку самурай должен был питаться как можно более скудно, обучаемых постоянно держали на строгой диете. Правда, подготовка самураев не ограничивалась только физическими тренировками. Начинающие воины так же упорно тренировали свой ум: изучали музыку, поэзию, каллиграфию и математику. Особое место в обучении отводилось изучению уже упомянутого кодекса бусидо — все его постулаты дети должны были запомнить наизусть и научиться применять в жизни.

Солидную часть времени будущих воительниц занимали упражнения с разнообразным оружием. Первое из них — кинжал кайкэн — девочке вручали в день совершеннолетия (в 12 лет), и с этих пор он становился ее постоянным спутником. Преимуществом кайкэна была возможность мгновенно использовать его в ближнем бою или метнуть во врага на довольно большое расстояние. А если женщина-воин терпела в бою поражение, кинжал становился орудием смерти для нее самой. В отличие от мужчин-самураев, женщины не делали себе харакири, но совершали дзигай (женское ритуальное самоубийство), вскрывая себе кайкэном сонную артерию. Перед ритуалом онна-бугэйся связывала себе лодыжки, чтобы после смерти сохранить пристойную позу.

Еще одним «женским» видом вооружения считалась нагината — односторонний клинок, насаженный на длинную (до двух метров) рукоять. Ее часто вешали над притолокой двери, чтобы можно было быстро воспользоваться ею при нападении врага. Нагината становилась особенно полезной при столкновении с конницей, потому что давала выигрыш в дистанции. К началу XVII века популярность нагинаты стала так велика, что каждую девицу самурайского рода учили владению этим оружием. Позже тренировки с нагинатой для девочек вошли в школьную программу и оставались в ней вплоть до 1945 года.

Онна-бугэйся обучали не только сражаться с любым противником, но также без колебаний обрывать собственную жизнь при угрозе бесчестья или плена. Так же бестрепетно они должны были лишать жизни и собственных детей, если не могли их спасти. А если мужчины на поле боя не могли сами совершить акт самоубийства, женщине-воину предписывалось оказать им эту последнюю услугу.

Равные тысяче воинов

Как ни ограничена информация об онна-бугэйся, дошедшая до наших дней, имена некоторых из них история все же сохранила. Первые упоминания о женщинах, воюющих наравне с мужчинами-самураями, относятся к XII веку. Любопытно, что воительницы, о которых пойдет речь, жили в одно время и вполне могли быть знакомы друг с другом.

Некая Ходзё Масако прославилась тем, что не знала себе равных во владении нагинатой. Она родилась в знатном феодальном семействе и воспитывалась в самурайских традициях. Когда девушка достигла брачного возраста, в мужья она получила создателя сёгуната (военное правительство, при котором император выполнял лишь представительские функции) Камакура. Супруг Масако непрерывно сражался за свою власть на поле боя и в одном из сражений погиб. Тогда вдова принялась за управление владениями и сумела сохранить их в целости и процветании. А когда сама отошла от дел, добилась передачи регентского титула своему племяннику.

Среди противников сёгуната Камакура была хорошо известна Хангаку Годзэн — она не только сражалась сама, но и командовала отрядом из 3 тысяч человек. Однажды ее отряд вступил в бой с вражеской армией в 10 тысяч воинов и храбро бился, но потерпел поражение. Хангаку была ранена и попала в плен: ее отвезли ко двору сёгуна в Камакуру. Источники говорят, что сёгун благосклонно принял пленницу, а один из придворных так сильно влюбился в нее, что убедил сюзерена дать разрешение на брак с девушкой.

Японский фольклор сохранил сведения о прекрасной лучнице Томоэ Годзен, воевавшей в качестве старшего офицера на стороне сёгуна Камакуры. Одна из версий ее биографии гласит, что отважная онна-бугэйся погибла в битве, стоя плечом к плечу со своим супругом. Другая версия рассказывает, что уцелевшие в проигранном сражении воины убедили ее скрыться с поля боя, поскольку смерть на глазах женщины порицалась в кодексе самурая. Томоэ покинула место битвы и отправилась в монастырь, где приняла монашеский сан. В «Повести о доме Тайра» говорится, что она «была искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче воинов!»

Последняя героиня

Прошли века, феодальные междоусобицы канули в прошлое, и аристократы не нуждались больше в самурайских армиях. И первыми прекратили сражения женщины-воины — куда большую пользу они могли принести теперь в домашнем хозяйстве. Последней знаменитой воительницей была Накано Такэко, участница «войны года Дракона». Девушка получила классическое самурайское образование и даже преподавала боевые искусства, но мечтала применить свои навыки в настоящих битвах. И вскоре ей представился для этого подходящий случай.

В начале 1868 года император Японии издал указ о восстановлении всей полноты императорской власти (известный как «реставрация Мэйдзи»), сёгун Токугава не признал указ законным, и в стране разразилась гражданская война, известная под названием «война года Дракона». Однако эпоха сёгуната неумолимо двигалась к финалу, войска Токугавы терпели поражение за поражением, и спустя полгода он вынужден был сдаться.

Последним оплотом мятежников оставалось княжество Айдзу, где собрались остатки сил сёгуна. Каждый человек был на счету, поэтому, когда к руководителю войска явилась Накано, желающая воевать за Токугаву, самураи не смогли отказать девушке. С согласия командования она набрала дзё ситай — отряд из женщин, готовых умереть за старую власть. Последние онна-бугэйся в японской истории бились до конца, но уж слишком неравными были силы. Самурайские отряды Айдзу были перебиты, в одном из последних сражений получила смертельное ранение и Накано Такэко.

Девушка попросила сестру Юко поступить согласно старинной воинской традиции: отрезать ей после смерти голову и предать ее земле, чтобы она не досталась врагам. Юко исполнила последнее желание Накано и похоронила голову сестры на территории храма Хокайдзи.

Хотя Накано Такэко выступала против единой централизованной Японии, ее по сей день чтят как бесстрашного воина. Возле ее могилы установлен памятник. А в главном городе провинции Айдзу каждую осень проходит фестиваль, в котором участвуют девушки, наряженные в костюмы Такэко и членов ее отряда.

Екатерина КРАВЦОВА



, ,   Рубрика: Женщина в истории

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,162 сек. Потребление памяти:8.35 mb