Киевское убийство

Автор: Maks Июл 9, 2022

История Древней Руси полна загадок. Например, летописи сообщают нам, что Вещий Олег во время похода на Киев убил Аскольда и Дира. При ближайшем рассмотрении в рассказе летописца обнаруживается масса несостыковок.

БОЯРЕ РЮРИКА

Самым старым источником, рассказывающем о временах Рюрика и Вещего Олега, является «Повесть временных лет». Об Аскольде и Дире она сообщает скупо. Они, мол, были боярами Рюрика и прибыли вместе с ним в Новгород по призыву славян.

Сам Рюрик остался обустраивать новообретенные земли, а Аскольда и Дира отпустил в поход на Царырад. Но до столицы Византии они не добрались, а решили остаться в Киеве, через который пролегал их путь. Они выгнали «князей Полянских», правивших в той земле, и основали свое государство.

Аскольд и Дир избавили киевлян от дани хазарам и все-таки совершили поход на Царь-град. Эти события отражены и в византийских хрониках, так что сомнений в их достоверности нет. Вероятно, в Византии Аскольд и Дир приняли христианство и даже попытались распространить его на Русь.

Около 879 года Рюрик умер. Олег остался регентом при малолетнем сыне почившего князя — Игоре. Но прозябать в Новгороде он не пожелал и в 882 году двинулся на юг.

Подступив к Киеву, Олег узнал, что там правят Аскольд и Дир. Он приказал своим воинам спрятаться в ладьях, после чего отправил послов к Аскольду и Диру. Послы сообщили, что прибыли купцы, направляющиеся в Византию.

Оба правителя, ничего не подозревая, вышли к «купцам», но тут из ладей выскочили спрятавшиеся воины. «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, — сказал Олег, и, показав Игоря, добавил: — А это сын Рюрика».

После этого Аскольд и Дир были убиты, а в Киеве стал княжить Олег. Получается, что он восстановил попранные права малолетнего Игоря и наказал отбившихся от рук бояр, самовольно усевшихся на княжеский престол.

Однако другие летописи трактуют историю иначе. Например, Новгородская первая летопись утверждает, что Аскольд и Дир не имели никакого отношения к Рюрику и правили в Киеве задолго до его призвания. В таком случае мы видим не восстановление справедливости, а злодейское убийство.

ПО ПРОЗВИЩУ ЗВЕРЬ

Никоновская и Иоакимовская (до нас не дошедшая) летописи подают историю несколько иначе. Убили в 882 году одного Аскольда, а Дир погиб раньше в походе против болгар. А вина Аскольда заключалась, с точки зрения Олега, в том, что он в свое время принял у себя новгородских бояр, поднявших против Рюрика мятеж.

Помимо русских и византийских источников, братья Аскольд и Дир упоминаются в польской хронике Яна Длугоша XV века. Он прослеживает их родословную от легендарного основателя Киева — Кия. Таким образом, действия Олега расцениваются как вероломное убийство и узурпация.

Ясно одно: во всей этой истории кто-то явно попытался запутать следы. Обратим внимание на странности в изложении автора «Повести временных лет». Он сообщает, что убитых вместе Аскольда и Дира похоронили в разных местах. Первого — на Угорской горе, второго — за церковью Святой Ирины (удивительная конкретика — в IX веке этой церкви не существовало). И если в Киеве «Аскольдову могилу» укажут до сих пор, то места погребения Дира никто не знал уже при Владимире Крестителе.

Зачем понадобилось хоронить убитых в разных местах? Непонятно.

Скорее всего, могила была одна, потому что и убитый был один. Вернее, Аскольд и Дир — один и тот же персонаж. По мнению академика Бориса Рыбакова, Дир — это прозвище Аскольда.

В общем, дальше речь пойдет об одном человеке. Предположим, что этот человек — Аскольд — в свое время прибыл на Русь вместе с Рюриком, как гласит летопись. Тогда он, вероятнее всего, был скандинавом.

И ведь в исландских сагах есть подходящий персонаж! Сторонники существования Рюрика, как правило, отождествляют его с Родериком Ютландским. А в качестве одного из его дружинников в некоторых скандинавских сагах фигурирует Хаскульд (Haskuldr) по прозвищу Зверь (Djyr). Получается вполне созвучно летописным Аскольду и Диру.

УДИВИТЕЛЬНАЯ БЕСПЕЧНОСТЬ

Убийство Аскольда и ДираИтак, в Киеве правит Аскольд — то ли бывший боярин Рюрика, то ли его товарищ по походам Хаскульд Зверь.

Кстати, Хаскульд из исландких саг с Родериком Ютландким был на равных. По крайней мере, в рассказе о разорении Кёльна они оба именуются юнунгами, заключившими договор о совместных действиях. И добычу они делили сообразно числу выставленных драккаров (кораблей).

А теперь представим ситуацию: княжит в городе Киеве бывалый воин Аскольд, а на негo с немалой дружиной едет Олег, по дороге захватывая крупные города. Аскольд просто не мог этого не заметить. А он, если верить летописи, сидит и в ус не дует, хотя мог собрать дружину и выйти на встречу.

Но Аскольд, даже не подготовивший город к обороне, еще и безбоязненно выходит на берег Днепра, пренебрегая охраной. Правда, Олег выдал свой отряд за купцов-варягов.

И что? Все равно выходит нелепица. Какой, спрашивается, князь бросит все дела и побежит встречать торговцев? Далеко не каждый правитель вообще захочет с ними разговаривать. Будь купцы из Индии или Персии, их, может быть, приказали бы привести в княжеский терем. Но греческие или скандинавские торговцы на Днепре редкостью не были. Так что и разговаривать с ними Аскольду было не о чем, тем более встречать их как дорогих гостей.

Выйти на берег князь мог только к равному — скажем, к послам, чьи полномочия ему известны. Но, опять же, князья без охраны не ходят, разве что в фильме Эйзенштейна об Александре Невском. А из рассказов летописцев выходит, что перед нами не храбрый вояка Хаскульд по прозвищу Зверь, а какой-то агнец божий, добровольно идущий на заклание.

Скорее всего, ни в каких купцов Аскольд не поверил, а значит, вышел на берег вооруженным и в сопровождении дружинников. Но вряд ли он собирался расправиться с Олегом, иначе просто отдал бы такой приказ.

Летописец дает уточнение: Олег сначала усыпил бдительность Аскольда, прикинувшись купцом. И лишь затем вооруженные воины из ладей накинулись на киевского правителя.

Опять нелепица. Аскольд же был боярином Рюрика и прибыл с ним в Новгород еще в 862 году. Значит, он должен был знать Олега в лицо. И либо вступить в схватку, либо бежать. Но вместо этого Аскольд стоял и слушал обвинения Олега: ты, мол, не княжеского рода, поэтому княжить не можешь, а я, мол, княжеского, поэтому могу.

Любопытно, что ни о каких правах малолетнего Игоря Олег не сказал ни слова. Просто указал на младенца и пояснил, что это сын Рюрика. Какое же тут восстановление справедливости — Олег заявлял исключительно о своих правах. А Псковская летопись, к примеру, его слова вообще приводит иначе: без всяких упоминаний об Игоре. И это логично: зачем тащить с собой младенца на «мокрое дело»?

СКАНДИНАВСКИЙ ОБЫЧАЙ

Теперь несколько слов о самом убийстве. Предположим, воины Олега накинулись на беззащитного Аскольда и изрубили его. Как бы отреагировали на это дружинники убитого князя и киевляне, многим ему обязанные? Закрыли бы ворота или, наоборот, немедленно атаковали бы агрессора. Но летописец ни о чем таком не говорит.

Похороны Аскольда тоже выглядят странно. Если бы его злодейски зарезали на берегу, как утверждает летопись, то зачем хоронить тело в Киеве, да еще так, что о могиле сохранилась память?

Видимо, все происходило совсем иначе. Аскольд (или Хаскульд Зверь) и в самом деле был конунгом, прибывшим в Новгород вместе с Рюриком. Но потом ему стало некомфортно — это в походах они были ровней, а княжить-то позвали одного Рюрика. Тогда Аскольд отправился искать счастья и нашел его в Киеве.

Прошло около двадцати лет. Рюрик умер, а Олег (некоторые ученые считают, что он был его братом) решил расширить границы державы. Двигаясь по Днепру, Олег достиг Киева. Узнал, что там правит Аскольд, и решил занять его место.

Но воевать было опасно, просто убить соперника — невозможно. Тогда Олег открыто явился в Киев, вызвал Аскольда на переговоры и предъявил свои права. Аскольд, естественно, с доводами Олега не согласился. Был бы жив Рюрик, он бы и рассудил спорщиков. Но старшего среди них не оказалось.

У скандинавов на этот случай был старинный обычай — хольмганг. Проще говоря — поединок один на один до смерти. Судя по всему, между Олегом и Аскольдом и произошел такой поединок. Победил Олег. И Аскольдова дружина, и киевляне не признать результат не могли.

Так что никакого убийства Аскольда и Дира не было (а Дира вообще не существовало). Имел место поединок между скандинавскими конунгами Хаскульдом и Олегом.

Но русскому летописцу такой обычай был непонятен, а с идеологической точки зрения — еще и вреден. Виданное ли дело: бросать вызов правителю и рубиться с ним один на один! Вот и пришлось вместо честной, в общем-то, дуэли, придумывать злодейское убийство.

Игорь ФЕЛЯНОВ

  Рубрика: Версия 177 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,218 сек. Потребление памяти:9.33 mb