Очень приятно — царь!…

Автор: Maks Дек 24, 2017

После расстрела в 1918 году императора Николая II с семьёй в Екатеринбурге и его брата Михаила Александровича в Мотовилихе царствующая ветвь династии Романовых в России официально пресеклась. Однако желающие занять вакантный престол у нас никогда не переводились. Причём среди них попадались как загадочные, так и откровенно анекдотические личности.

Михаил Романов, жизнь после расстрела

Первым в этом ряду следует назвать Серафима Соловецкого. Он же — Михаил Поздеев. Он же — император всероссийский Михаил II. Существует сразу несколько его жизнеописаний. Причём в некоторых деталях друг друга взаимоисключающих. Согласно одной версии Серафим Соловецкий и впрямь является чудесно спасшимся Михаилом Александровичем Романовым — родным братом последнего русского царя. Якобы 12 июня 1918 года, после расстрела, он уцелел и, истекая кровью, добрался до Белогорского монастыря в тогдашней Пермской губернии. Монахи то ли узнали вконец обессилевшего путника, то ли просто пожалели. Святые отцы выходили его и даже выправили новые документы на имя Михаила (по другим сведениям — Серафима) Поздеева. А вскоре для новоиспечённого послушника нашлось и подходящее поручение.

Настоятель Белогорского монастыря был духовником патриарха Тихона. После революции, по вполне понятным причинам, контакты между ними практически сошли на нет. Да и официальной почте далеко не все можно было доверить. Вот для доставки конспиративных посланий из Пермской губернии в Москву и обратно и принялись использовать выздоровевшего Михаила Поздеева.

В 1925 году, за три дня до своей смерти, патриарх Тихон рукоположил его в священники под именем отца Серафима. Ну а потом, как это часто бывает, скрывавшийся от властей Михаил попал на Соловки. И, по слухам, стал творить там бесчисленные чудеса. В частности, возносился сквозь крышу, ходил по воде, воскрешал мёртвых. Звучит, мягко говоря, невероятно, но чего не бывает…

Второй раз отца Серафима арестовали то ли до войны, то ли после за хранение литературы о царской семье. И лишь в 2003 году его бывшая келейница Людмила Садаева открыла всему миру истину о подлинном имени старца. Будто бы святой отец на смертном одре поведал ей и другим духовным сёстрам, что на самом деле является последним русским царём (Михаил Романов формально правил неполные сутки со 2 на 3 марта 1917 года). Однако ещё до этого признания отца Серафима посещало много «таинственных людей».

Глава общины

Серафим Соловецкий

Серафим Соловецкий (Михаил Поздеев) — он же Михаил Романов в Гулаге

А вот другая, гораздо более прозаическая биография, почерпнутая из протоколов «компетентных органов». Согласно его собственным показаниям «старца» действительно звали Михаилом Поздеевым (только не Александровичем, а Алексеевичем). Был он сиротой из вятской деревушки и перепробовал множество профессий. Выступал в качестве актёра, почему-то игравшего преимущественно женские роли, работал цирюльником, прислуживал в монастыре. Михаилом Романовым Поздеев начал называть себя с 1925 года. Причём не по собственной инициативе, а по наущению некой богомольной старушки. Якобы та увидела в нём потрясающее сходство с покойным великим князем. Впрочем, на следствии самозванец уверял, будто согласился изображать брата царя лишь для того, чтобы узнать, кто из царской семьи мог на самом деле остаться в живых, и впоследствии сообщить о них в органы ОГПУ. Донести, одним словом. С этой якобы целью он и искал по свердловским монастырям полулегендарную «княжну Маню», то есть великую княгиню Марию Николаевну. Однако чекисты «царскому брату» не поверили и отправили его на Соловки. Там Михаил Поздеев создал общину среди заключённых и прославился под именем отца Серафима.

Народные легенды о спасшемся Николае

Помимо Михаила Романова, множество слухов ходило и о чудесно спасшемся императоре Николае. Вот лишь некоторые из них, приведённые археологом и историком Виталием Степкиным в его книге «Легенды донских пещер». Здесь тоже фигурирует Белогорский монастырь, только расположенный в Воронежской области. Он знаменит прежде всего пещерным комплексом, вырубленным в меловых отложениях высокого правого берега реки Дон. Вот якобы там, уже при советской власти, неоднократно видели Николая II. Согласно одному из свидетельств неподалёку от Белогорского монастыря имелась лазейка в пещеру, где сидел бывший царь, и посвящённые в тайну приносили ему еду. А другие верующие не только встречались с ним, но даже разговлялись пасхальными яйцами. Вот она, сила народного убеждения!

Невероятную историю, рассказанную уроженкой села Белогорье Варварой Семёновной Илющенко 1909 года рождения, записал Стёпкин. По словам рассказчицы, второй жене её знакомого Василия Михайловича Лысенко было кем-то поручено идти в Подгоренский район. Придя на место, женщина увидела в одном из домов старичка, перебиравшего овечью шерсть. Ей по секрету сказали, что на самом деле это царь Николай. И он не шерсть перебирает, а души человеческие отделяет. Вот так и бывший император оказался встроен в пространство народного мифа.

Однако вернёмся к делам более земным.

Выпрямить земную ось!

Наряду с самозванцами, выдававшими себя за представителей царской семьи, встречались и такие, которые намеревались основать собственную династию. Наиболее колоритной среди них является фигура «императора Иннокентия I», или в миру — Иннокентия Серафимовича Кожевникова. Он родился в 1879 году и до поры до времени никаких претензий на престол не предъявлял. Более того, много сил и энергии отдал борьбе с самодержавием. Октябрьская революция, а затем и Гражданская война вознесли бывшего механика Харьковского телеграфа на вершины новой власти. С 1918 года Кожевников занимал ряд высших командных постов в Красной армии. Сначала возглавлял экспедиционный партизанский отряд ВЦИК на территории Татарии и Башкирии, затем был экстренно переброшен на Южный фронт для борьбы с Деникиным.

К слову, уже тогда Иннокентий Серафимович с жаром исповедовал завиральные идеи типа выпрямления земной оси посредством расположенной на экваторе целой системы механических весёл. Но, как выяснилось, это были только цветочки!

«Император Иннокентий I»

После Гражданской войны бывшего командарма, занимавшегося организацией партизанской борьбы в Приморском крае, неожиданно переводят на дипломатическую работу. В 1921 году он назначается товарищем (заместителем) министра иностранных дел формально независимой Дальневосточной республики. Ещё через год — полномочным представителем РСФСР в Бухарской народной республике. Последним местом работы Иннокентия Серафимовича стал народный комиссариат почт и телеграфов.

21 января 1926 года герой Гражданской войны был арестован органами ОГПУ. Очевидно, произошло это в рамках кампании по очистке государственного аппарата от сторонников опального Л.Д. Троцкого. Впрочем, заключённого в Соловецкий лагерь особого назначения Кожевникова, учитывая былые заслуги, назначили начальником трудколонии. Там-то всё и началось!

Летом 1929 года по рукам заключённых пошёл гулять большой лист с начертанным на нём манифестом «О вступлении на всероссийский престол императора Иннокентия I». Помимо долгожданной амнистии, новый самодержец излагал в нём следующий план действий. На первом этапе предполагалось захватить рыболовецкие суда, чтобы с их помощью овладеть городом Кемь, а уже оттуда двигаться на Петроград для законной коронации. В лагере началась суматоха. Среди зеков поползли слухи, что к острову со дня на день должен причалить миноносец и взять императора на борт, «Иннокентий I» воспользовался затеянной им же неразберихой и бежал из лагеря вместе со своим приятелем Дмитрием Шипчинским. Однако через две недели обоих выследили и схватили. Кожевникова обследовали четыре психиатра, и лишь один признал в нём симулянта. Остальные сошлись на том, что имеют дело с «душевнобольным параноиком». Очевидный диагноз, впрочем, не спас несостоявшегося императора от расстрела в апреле 1931 года.

«Царь Дима»

Ещё один из «самодержцев» 1930-х годов стал таковым не по собственной инициативе, а благодаря острому языку литературных приятелей. Князь Дмитрий Петрович Святополк-Мирский до Первой мировой войны был успешным литератором, писал стихи. После революции эмигрировал в Англию. И вот там с князем произошла удивительная метаморфоза. Дмитрий Петрович стал видным участником Евразийского движения, ратовавшего за сближение эмиграции с СССР, посетил в Сорренто Максима Горького и даже… вступил в компартию Великобритании. Отсюда, собственно, оставался всего шаг до возвращения в Советский Союз. Что Святополк-Мирский и сделал в 1932 году.

На исторической родине Дмитрия Петровича поначалу встретили с распростёртыми объятиями. Он публикует в советской прессе подборку литературоведческих статей, работает над биографией А.С. Пушкина, вступает в Союз писателей. Вот тогда-то, с лёгкой руки небезызвестного Юрия Олеши, Дмитрия Петровича в литературных кругах и начинают величать «царём Димой». Почему-то автор «Зависти» и «Трёх толстяков» полагал, что князь Святополк-Мирский имеет больше прав на российский престол, чем основной зарубежный претендент великий князь Кирилл Владимирович.

Новоявленный же «самодержец» никогда царским титулом себя не величал, но и публично от него не отказывался. Скорее всего, просто не придавал особого значения, считая шуткой одного из «одесских литературных мальчиков». А зря. В роковом 1937 году «царь Дима» был арестован по подозрению в шпионаже и два года спустя скончался в лагерном пункте «Инвалидный» неподалёку от Магадана.

С тех пор очередные претенденты на престол появлялись только за границей, стараясь держаться от своих «подданных» на почтительном расстоянии.

Андрей ВОРФОЛОМЕЕВ

  Рубрика: Дворцовые тайны 376 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,340 сек. Потребление памяти:9.67 mb