Под защитой Будды

Автор: Maks Апр 18, 2023

Наверное, главный стереотип о восточном клинковом оружии — это обязательный изгиб. Действительно, монгольские, индийские, персидские и китайские воины в ХVII-ХIХ веках предпочитали различные вариации сабель или изогнутых мечей. А вот в Тибете главным оружием на протяжении столетий были разновидности прямого палаша — па-дам или ре-ти.

Небольшой Тибет, который в наше время не каждый сразу найдет на карте, в раннем Средневековье был влиятельным государством, занимавшим территорию от Индийского океана до Монголии. Но затем наступил период раздробленности, и почти на всем протяжении своей дальнейшей истории Тибет отстаивал независимость перед лицом крупных соседних держав — Индии, монгольский империи и, конечно, Китая.

Универсальный клинок

В XVIII веке маньчжурская династия Цин приложила массу усилий к тому, чтобы Тибет стал не просто зависимым государством, а полностью подчиненной Китаю областью. Но не преуспела. В XIX веке в этот процесс включились Россия и Великобритания, отстаивавшие собственные интересы в рамках так называемой Большой игры. Параллельно с этим всем Тибет регулярно воевал с соседним Непалом. Одним словом, несмотря на то что государственной религией в «стране снегов» всегда был миролюбивый буддизм, военное дело здесь тоже было в почете. А основным оружием, которым сражались тибетские воины, был прямой палаш.

Классическая форма тибетского палаша оформилась к XVI-XVII векам. К XVIII столетию он стал основным оружием, как для военных, так и для представителей мирного населения, желавших защитить себя во время путешествия. Палаши носили торговцы, чиновники, даже буддийские монахи и ламы.

Палаши делят на несколько групп. Две самые большие группы — это па-дам (с длинной рукоятью) и ре-ти (с короткой). Также есть классификация по общей длине (короче 70 см и длиннее). Еще одним существенным признаком является форма острия клинка, которое может быть скошенным либо с одной стороны, либо с обеих. Так как производство палашей не было массовым и для него не было установлено стандартов, то вариаций существует множество, и каждый экземпляр может сочетать практически любые признаки.

Но самой распространенной формой все-таки является па-дам — палаш общей длиной 70-90 см (более 60 см приходится на клинок), со скошенным острием и дисковидной гардой, которая иногда имеет ярко выраженный бортик, загнутый по направлению от руки. Такой палаш одинаково подходил как для пехотинца, так и для всадника (встречающиеся экземпляры общей длиной более метра, вполне возможно, делали как раз для того, чтобы удобнее было рубить с седла). Он весил меньше килограмма, и им можно было сражаться как во время битвы (хотя там, конечно, более значительную роль играли пики и копья), так и в поединках. Техника фехтования строилась на очень быстрых рубящих и колющих ударах, сочетавшихся, как это принято в восточной традиции, с приемами рукопашного боя.

Мужское и женское

Тибетский палаш па-дамГлавная отличительная черта тибетских палашей — узоры на клинке, подобные знаменитой дамасской стали. Они возникают из-за использования технологии проковки нескольких сложенных вместе стержней из разных типов железа. Этот вид кузнечной сварки сейчас называют «бок о бок», а традиционный тибетский термин для нее звучит как х’гу цзи. Возникающий на клинке узор тибетцы называли тхур.

Железо для стержней при этом делилось на мо лсагс — «женское» и пхо лсагс — «мужское». Первое было более темным и мягким, второе — более твердым и светлым, ярко блестевшим при полировке. Правильная комбинация «женского» и «мужского» позволяла получить одновременно прочный и гибкий клинок, долго держащий заточку и не требующий постоянной правки.

Чтобы добиться необычного узора на клинке, тибетские кузнецы часто экспериментировали. Например, брали всего два стержня разного типа и складывали их в несколько раз, получая чередование волнистых светлых и темных полос. Или переплетали между собой изогнутые стержни, затем зажимали их между брусками железа разных сортов и проковывали так, чтобы получить сложные разводы, напоминающие рябь на воде или годовые кольца деревьев. Особо удачным оригинальным узорам присваивались поэтические названия, например, «разделенные ложбины».

Дар для богов

В самом Тибете сохранилось не так уж много оригинальных палашей. Зато большие коллекции представлены в музеях Европы, США и Китая. Это оружие было вывезено в ходе колониальных войн и «культурной революции». Тем не менее увидеть интересные образцы можно, если умудриться проникнуть в какой-нибудь тибетский монастырь. Традиция дарения мечей монастырям была широко распространена в азиатских странах.

Иногда в знак уважения к богам преподносился родовой меч, побывавший во многих битвах. А иногда — специально изготовленный и богато украшенный клинок, представлявший собой скорее произведение искусства, чем оружие. Кстати, тибетские па-дам использовались и в некоторых обрядах. Например, при подготовке к «воздушному погребению» — когда тело умершего помещается на особую площадку в горах, где его расклевывают грифы. Чтобы привлечь падальщиков, лама наносил покойнику несколько ритуальных ударов палашом, рассекая плоть.

Украшению оружия придавалось большое значение, даже если это был обычный боевой клинок, а не подарок Будде. В Тибете практически не использовались перевязи, палаш просто затыкали за пояс, так что украшали в первую очередь ножны. Обычно они были деревянными, обтянутыми буйволовой кожей. А сверху устанавливались медные накладки, в которых обязательно предусматривались гнезда для драгоценных камней и кораллов (у тех, кто побогаче) или цветного стекла. Иногда на ножны крепили пластину с прорезным рисунком, изображающим, например, дракона, цветы лотоса, сцены охоты или сражения.

Богато украшался и эфес. Если у простых палашей рукоять обтягивалась кожей акулы или ската, то у дорогих образцов добавлялись обмотка серебряной проволокой, кораллы и бирюза. Как правило, крупные камни вставлялись в навершие. Оно чаще всего имело трехлепестковую форму и символизировало ваджру — мифологическое ритуальное оружие в индуизме и буддизме. Впрочем, бывают навершия и простых форм: трапеция, полусфера или пятиугольник.

Прорезными узорами украшались и дисковидные гарды, что делало их немного похожими на цубы японских катан. Иногда на них наносили и надписи — воинские девизы или имя оружия. На па-дам из коллекции музея Метрополитен есть надпись «Лхун». Это слово специалисты переводят как «легкий, не требующий усилий» или «спонтанность». Видимо, хозяин этого оружия гордился своим умением быстро выхватывать палаш из ножен и наносить стремительный и точный удар.

Виктор БАНЕВ

НЕ КРОТКИЕ МОНАХИ

Традиционное боевое искусство Тибета называется маг-цзал. Его главный принцип — достижение максимальной эффективности минимумом усилий. Касается это как рукопашного боя, так и использования оружия. Маг-цзал делится на три ветви — монастырскую, воинскую и мирскую. Истинной, то есть включающей все аспекты, духовные и физические, считается только первая. Во время войн монахи бились в полном снаряжении, с мечом в руках. И зачастую заметно превосходили навыками обращения с палашом профессиональных воинов. Существовал даже особый класс монахов-воинов, называвшихся дабдоб. Другие монахи в шутку называли их «лентяями», так как дабдоб были освобождены от любых других обязанностей, кроме тренировок и защиты монастыря в случае опасности.

Воинская ветвь маг-цзал значительно упрощена и сосредотачивается на максимальной эффективности, исключая медитацию и тому подобные практики. Мирская же по сути является базовой системой самообороны, воспользоваться которой мог человек без особой физической силы, растяжки и так далее. Но упражнения с палашом при этом обязательно используются во всех трех ветвях.

  Рубрика: История оружия 478 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,239 сек. Потребление памяти:9.47 mb