Смерть им к лицу
Как ни странно, но вездесущая женская эмансипация проникла даже в эту экзотическую профессию, и желающие встать на место тореадора есть и среди прекрасного пола. Правда, их гораздо меньше, чем мужчин, всего несколько десятков человек. Дама-тореадор особенно возбуждает зрителей сочетанием женственной грации и мужественной отваги.
Коррида — совершенно особый вид зрелища, соединяющий в себе охоту, балет и цирковое представление. Другими словами, изящное убийство на глазах у зрителей. Матадор и бык кружатся в смертельном танце, который заканчивается гибелью одного из партнеров, уже заранее обреченного, которому ничего другого не остается, как встретить смерть с достоинством. Таков закон корриды.
Горячая кровь
Он берет свое начало в языческом культе Минотавра, где бык являлся предметом жертвоприношения. Христиане же считали быка символом дьявола, победить которого было делом чести. Постепенно два эти представления слились воедино, результатом чего стала коррида — смесь языческого обряда и благородного рыцарства.
Отголоски этого странного действа существуют в мире и сегодня в виде кровавой забавы и адреналинового наркотика.
На первом месте по популярности корриды стоит Испания. Именно испанская коррида наиболее жестокая и беспощадная, пробуждающая в зрителях сомнительные животные инстинкты и жажду крови, поскольку ее цель — убить быка любой ценой. Само слово «коррида» произошло от испанского глагола correr («бежать»). В представлении используют особую породу лидийских боевых быков — Toro bravo, которые по генотипу близки к турам.
Интересно, что в католической Испании женщины выходили на арену уже 200 лет назад. Самой знаменитой матадоршей XVIII века являлась Пахуэлера, которая сражалась с быками на аренах Мадрида.
Поначалу леди-тореадорам приходилось выступать в своих обычных узких платьях с оборками и рюшами, что сильно сковывало движения и делало отважных дам более уязвимыми.
Только в 1886 году Долорес Санчес по прозвищу Скандалистка вышла на арену в классическом брючном наряде тореадора — traje de luces («костюм из света»), чем устроила революцию среди тореадоров-мужчин.
Для того, чтобы стать тореадором, девочек начинают обучать с 10 лет, примерно так же, как фигурному катанию. К 18 годам юные девушки уже могут принимать участие в пешем состязании с быком.
Однако подлинным искусством корриды считается конный тореадор («рехонеадор»). Для этого девушка должна воспитать лично для себя особо обученную лошадь, потому что на арене конь и всадник являются одним целым, и 80% победы конного тореадора зависит от его коня.
Кончита Синтрон
Самой непокорной среди леди-тореадоров стала Кончита Синтрон — настоящая звезда Латинской Америки. Есть даже предположение, что она была подругой Хемингуэя, тоже страстного поклонника корриды.
Она родилась на севере Чили 9 августа 1922 года в богатой аристократической семье. Ее отец был пуэрториканцем, а мать — американкой ирландского происхождения.
В 12 лет Кончита начала интересоваться лошадьми, и ее отдали в конную школу. Руководил школой рехонеадор Руй да Камара, который и предложил девочке попробовать себя в тавромахии.
В 1936 году 14-летняя Кончита уже дебютировала как конный тореадор. Параллельно она стала изучать еще и пешие приемы тавромахии. В 16 лет она уже выходит на арену как матадор — пеший тореадор, наносящий быку смертельный удар.
В 1949 году Кончита выступала в Испании, где пешая женская коррида была запрещена указом Франко. Но поскольку Кончита была из знатной аристократической семьи, ей разрешили выступать в конной корриде, которая бы заключалась только в соревновании с быком в ловкости.
Перед последним ударом, который должен был нанести быку помощник-мужчина (новильеро), Кончита попросила разрешения у организаторов представления спешиться и самой добить быка, однако, получила отказ. Тогда дерзкая и непокорная матадорша все-таки спрыгнула с коня, выхватила у новильеро мулету и шпагу и принялась сама дразнить быка для последней атаки. Когда разъяренный бык пошел на нее, Кончита грациозно увернулась и сделала смертельный выпад, но не шпагой, а просто рукой. Так она дала понять, что могла бы убить быка, если бы ей разрешили это сделать.
Трибуны взревели в экстазе перед мужеством бесстрашной матадорши, и к ногам Кончиты полетели цветы и шляпы восторженных зрителей.
Правда, ее выступление закончилось весьма драматично — за нарушение закона Кончиту арестовали прямо на арене, что и стало концом ее карьеры. Скончалась отважная леди-тореадор в Лиссабоне в 2009 году.
Бетт Форд
В 1950-х годах эта дама заставила всю Америку повернуть головы в ее сторону и удивленно поднять брови, став первой американкой-тореадором, которая выступила на самой большой в мире арене для корриды — Пласа де Торос в Мексике.
Настоящее ее имя — Харриет Элизабет Дингелдейн. Родилась будущая матадорша в 1927 году в Пенсильвании и 18-летней девушкой приехала в Нью-Йорк в надежде сделать карьеру модели. Во время фотосессии в Колумбии она случайно попала на бой быков и была потрясена азартом и риском этого зрелища. С тех пор она «заболела» корридой и захотела стать тореадором.
Бойцы в шутку пригласили ее тренироваться вместе с ними, Бетт с восторгом согласилась, и скоро уже сама выступала в качестве лихой матадорши.
Однако, несмотря на бешеный успех Бетт, шовинистически настроенные мексиканцы не приняли женщину-матадора и однажды даже подожгли арену, где она должна была выступать.
Поэтому, когда у Бетт завязался роман с американским сценаристом Джоном Местоном, она не раздумывая вышла за него замуж и посвятила себя карьере актрисы.
Лидия Артамонова
Есть среди леди-матадоров и русская амазонка. Она родилась в Москве в 1967 году, а детство ее проходило во Франции и Швейцарии, так как родители занимали важные посты во Внешторге. Во Франции Лидия вышла замуж, увлеклась конным регби и обзавелась собственной конной фермой.
В основном она выступала в португальской и провансальской корриде, которые гораздо более гуманны и больше подходят для женщин, поскольку на них быка не убивают. Матадору достаточно просто усмирить животное, после чего его уводят с арены. В провансальском варианте корриды не применяется даже бандерилья — маленькая пика для уколов быка, его просто вытесняют с арены.
Интересно, что возникла коррида именно в Португалии, и там же сложился рыцарский кодекс правил ее проведения.
По словам Артамоновой, в корриде действуют те же правила, что и в дуэли: запрещается наносить удар в спину, кроме этого, матадор обязан предупредить быка об атаке, то есть сделать определенный жест, говорящий о том, что атака началась, и показать ее траекторию. Еще одним неписаным правилом является то, что конный тореадор в первую очередь обязан беречь жизнь лошади, а уже потом свою собственную.
В Португалии коррида издавна считалась привилегией дворян. Они оттачивали на ней мастерство поединка, необходимое им на дуэли и на войне. Но в XVII веке во время нанесения животному последнего завершающего удара, племянник португальского короля погиб одновременно с быком. После этого коррида, заканчивающаяся убийством животного, была запрещена. Это был знаменитый меморандум Кампильо.
Однако в России коррида не прижилась — русские люди в большинстве своем гуманны и не привыкли смотреть пусть и на бескровное, но унизительное публичное издевательство над быком, которого никто не спрашивает, хочет он участвовать в поединке в качестве символа вселенского зла или нет.
К тому же каждый бык выступает на корриде первый и последний раз в своей жизни. Побывав в бою, он будет помнить все приемы человека и поэтому считаться слишком умелым противником. Получается, что матадоры предпочитают неопытного и растерянного быка, при этом сами годами тренируются на подросших телятах. Так что говорить о рыцарских правилах чести здесь как-то не приходится.
На пенсию женщины-тореадоры выходят рано — примерно в 40 лет. За свою карьеру матадор может получить от быка около 20 ударов рогами.
Сейчас Лидия Артамонова живет в России, где создала свой конный театр с участием редких иберийских лошадей, а также открыла школу верховой латинской выездки.
Марина КЛЮКИНА
Предыдущая⇐ ⇐10 великих завоевателей⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Построить дачу на Луне⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru