Страсти по ленд-лизу

Автор: Maks Янв 22, 2019

Трагическая гибель конвоя PQ-17 до сих пор вызывает множество вопросов. Что же это было: фатальная ошибка, стратегический просчет или игра краплеными картами?

Союзничество СССР с Англией и США во время Второй мировой войны теперь толкуют по-разному, но лишь наивный простак может думать, будто причина крылась в искренней симпатии. Западные политики не раз озвучивали свои настоящие цели. Гарри Трумэн говорил: «Если побеждать будет Россия, мы станем помогать Германии, а если побежать будет Германия, мы поможем России. И пусть они убивают друг друга как можно больше». Согласно этой парадигме, союзники упорно тянули с открытием второго фронта, согласно ей же — занимались военными поставками.

А был ли «Тирпиц»?

Самым удобным способом таких поставок были морские конвои. Караван грузовых кораблей формировался в Исландии, огибал Скандинавию и в сопровождении военного эскорта шел до Мурманска или Архангельска. Технология, отработанная еще в Первую мировую, гарантировала максимальную безопасность судов. Первые 11 конвоев, несмотря на атаки немецких подлодок и авиации, прошли, не понеся урона. Потери следующих пяти конвоев были незначительны. К концу июня 1942-го был сформирован 17-й конвой. А ситуация на русско-германском фронте между тем менялась, и менялась кардинально: весы качнулись на сторону Сталина, затем замерли в шатком равновесии. Считаные дни оставались до начала битвы за Сталинград — ключевой пункт на пути к кавказской нефти.

PQ-17 вошел в историю из-за огромных потерь и явных странностей в поведении британского командования. Конвой вышел из залива Хвальфьорд 27 июня, он состоял из 35 транспортов в сопровождении военного эскорта. Силами непосредственного охранения командовал капитан Джон Брум. Дальнее прикрытие осуществлялось крейсерской группой под командованием контр-адмирала Гамильтона. Спустя неделю корабли эскорта получили шифрограмму о том, что линкор «Тирпиц» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» в сопровождении эсминцев покинули норвежский порт Тронхейм. К тому времени конвой вошел в Баренцево море, намереваясь идти к Архангельску. Весь следующий день, отбивая атаки вражеской авиации, конвой шел к пункту назначения, а в ночь с 4 на 5 июля пришли три странные радиограммы, в которых первый лорд Адмиралтейства адмирал Паунд приказывал кораблям эскорта прекратить сопровождение конвоя, а транспортам рассеяться и добираться до Архангельска самостоятельно.

Вопреки разуму и чести

Конвой PQ-17Несложно представить, какой шок приказ вызвал и у моряков конвоя, и у моряков сопровождения. Первые понимали, что теперь только чудо поможет им выжить, для вторых оставить конвой на растерзание немецким подлодкам и самолетам означало совершить поступок, в высшей степени бесчестный и позорный. Про британцев можно говорить много чего, но честь военных моряков — понятие незыблемое. Обязанность любой ценой защищать торговые суда священна, а им фактически предлагалось покрыть себя позором. Но — с приказами не спорят…

Участь конвоя PQ-17 была решена. Суда, оставшиеся без защиты, были буквально перемолоты немецкой авиацией, подводные лодки, будто акулы, выходили на позиции и топили танкеры. Из 35 кораблей спаслось всего 13. Так необходимые Красной армии самолеты и танки ушли на дно — в общей сложности 140 тысяч тонн груза. Погибло множество моряков.

Выжившие вспоминают: немцы были уверены в своей полной безнаказанности, они точно знали, что конвой беззащитен. Иначе быть и не могло, ведь Паунд передал свой приказ не шифрограммой, а открытым текстом. А теперь — вишенка на торте: 5 июля корабли эскорта получили еще одну радиограмму, предписывавшую отметить, что предыдущий приказ был передан шифром. Им просто приказали подделать записи бортовых журналов. Позже журналы были и вовсе уничтожены. А еще позже англичане запустили информацию, будто сопровождение отозвали для поисков немецкого флота. Эта версия событий не соответствует ни здравому смыслу, ни географии: эскорт был отправлен на запад, а «Тирпиц» мог подойти только с юга.

Только бизнес

Конвой PQ-17 был принесен в жертву. Но для чего? Ларчик открывался просто: руководство союзников использовало потерю PQ-17 как предлог для приостановки снабжения. Они прекрасно понимали, что битва за Сталинград — переломный момент, и, сообразуясь со своей доктриной, пытались создать СССР дополнительные трудности. Сталину пришлось приложить максимум дипломатических усилий, чтобы вынудить союзников возобновить поставки, хотя бы одиночными транспортами без прикрытия. Только 22 декабря 1942 года, когда исход битвы на Волге был предрешен, в Исландии опять сформировали конвой, на этот раз дошедший без потерь.

Эдуард ШАУРОВ



,   Рубрика: Вторая Мировая война

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,333 сек. Потребление памяти:10.63 mb