Тайны Николо-Угрешской обители

Автор: Maks Окт 24, 2022

Обычно русские монастыри основывали святые подвижники. А затем обители становились не только центром духовности, но и мощными оборонительными сооружениями, защищавшими нашу страну от неприятеля. Но у Николо-Угрешской обители совсем иная история. Рассказать об этом мы попросили Антона МУНИНА, автора путеводителя «Монастыри России в обороне страны: Николо-Угрешский монастырь, Свято-Никольский Черноостровский монастырь, Спасо-Бородинский монастырь».

— Антон Павлович, какую же необычную историю хранят стены Николо-Угрешской обители?

— Как известно, первым крупным сражением, с которого началось освобождение Древней Руси от татаро-монгольского ига, стала знаменитая Куликовская битва. На слиянии рек Дон и Непрядва в 1380 году сошлись в смертельной сече силы князя Дмитрия Донского и войска темника Золотой Орды Мамая. Летописи утверждают, что войско во главе с Дмитрием Донским в течение нескольких суток добиралось до места сражения. Дорога в Коломну проходила через территорию современного города Дзержинск, где в то время шелестели густые леса. Ночью, когда войско князя остановилось на ночлег, произошло невероятное событие, которое впоследствии и послужило поводом для основания Николо-Угрешского монастыря.

— Что же произошло?

— К сожалению, до наших дней сохранилось лишь устное предание о событиях той ночи — оно было записано лишь спустя несколько веков. Так, например, загадочная история, предшествовавшая Куликовской битве, была пересказана в рапорте, отправленном игуменом монастыря Варнавой в Духовную консисторию в августе 1871 года. Там говорится, что Дмитрий Донской вышел с войском из Москвы и, отойдя от города не более 15 верст (около 16 километров), встал лагерем на ночевку.

Ночью князь неожиданно проснулся от яркого свечения, исходящего от растущей неподалеку сосны. В ветвях высокого дерева он с изумлением увидел образ Николая Чудотворца, от которого и исходил этот свет. В ответ на молитву с дерева прямо в руки к князю опустилась икона, признанная впоследствии чудотворной. Утром Дмитрий дал торжественный обет: если одержит победу в сражении — быть на этом месте монастырю. Как известно, битву русское воинство выиграло. И не прошло и полугода после Куликовской битвы, как посреди леса появился храм во имя Николая Чудотворца, а само место получило название Угреша в честь удивительного явления иконы перед битвой.

— Откуда же игумен почерпнул это предание?

— Лингвисты, тщательно исследовавшие рапорт Варнавы, пришли к выводу, что историю основания монастыря он вычитал в более раннем источнике. Каком? Неизвестно. Но тем не менее достоверность самого текста сомнений не вызывает. Исследователи предполагают, что главный исторический документ, описывающий основание монастыря, был утерян во время чумы 1771 года, когда погибли почти все насельники обители.

— Да, в наше практичное время сложно поверить в чудесное явление иконы…

— А между тем это было не единственным удивительным знамением, сопровождавшим те события! И само сражение 8 сентября 1380 года, и ночь перед ним были отмечены целым рядом необычных явлений.

В ночь перед битвой Фома Кацибей, начальник русской стражи на реке Чуре, наблюдал, как двое небесных «светлых юношей» со словами: «Кто вам велел губить Отечество наше?» — уничтожили целый полк «бусурманов» своим молниеподобным оружием. Той же ночью в стане Дмитрия Донского Василий Капица и Семен Антонов видели еще одно знамение — «избиение» святым апостолом Петром большого количества вражеских всадников.

По утверждению русских воинов, Петр, прежде чем покарать татар, спросил: «Зачем вы пришли губить мое стадо?» А потом стал насквозь «прокалывать» их своим жезлом. Часть врагов бросилась бежать, многие утонули в реке, а другие мучились на земле от язв. Все трое очевидцев поведали об этом князю Дмитрию, и тот велел им хранить тайну.

Но и это еще не все. Перед битвой до 3 часов дня стояла такая тьма, что сражение началось лишь в 6 часов пополудни. Продолжалось оно 3 часа. А около 9 вечера, когда силы русских были на исходе, им на помощь, по преданию, пришло «небесное войско» во главе с архистратигом Михаилом. Двое русских воевод наблюдали, как «пламенные стрелы» небесных «воинов» уничтожали татар, что и вынудило Мамая со своей свитой бежать с поля боя. Конечно, никакого научного объяснения этим событиям,описанным в летописях, нет до сих пор.

— Сколько удивительных знамений! Вот уж действительно сам бог велел строить в таком месте святую обитель…

Николо-Угрешский монастырь— Несомненно. И надо сказать, Николо-Угрешскому монастырю везло с самых первых дней основания. Историки церкви утверждают, что обитель на протяжении нескольких столетий содержалась на средства частных меценатов, большинство из которых составляли русские государи. Например, в 1544 году Иван Грозный даровал обители жалованную грамоту, закреплявшую за ней право на владение 14 селами в 4 уездах. А с 1545 по 1652 год монастырь, обласканный государями, получил в общей сложности семь подобных жалованных грамот! Мало того, все монастырские товары были освобождены от всех торговых податей и налогов.

Неудивительно, что настоятели монастыря, всячески поддерживаемые властью, активно участвовали в жизни государства. Игумен Тихон в 1572 году заседал в церковном соборе, определявшем, может ли Иван Грозный жениться в четвертый раз или нет. Кстати, добро на брак царь получил. Игумен Лаврентий в 1589 году принимал участие в церковном соборе, учредившем патриаршество на Руси, а подписи игуменов Елеазара и Тихона стоят под документом, избравшем на Земском соборе Бориса Годунова на царство. Михаил Романов посещал обитель 9 раз, а его сын Алексей Михайлович 13 раз!

— Но не зря же говорится: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

— Да. Любовь монархов коротка. Первое угасание монастыря пришлось на XVIII век. В период с 1700 по 1833 год в обители поменялось 39 настоятелей, а количество монахов сократилось вчетверо. Вдобавок ко всем бедам Екатерина II повелела в 1764 году провести секуляризацию церковных земель, которая отнесла обитель к третьему классу монастырей с содержанием всего в 950 рублей в год. Дошло до того, что в нем какое-то время было всего шесть монахов и шла речь о его закрытии.

— Однако же провидение, похоже, не оставило святое место: в наши дни это достаточно крупная духовная обитель.

— Спасение пришло с назначением настоятелем игумена Илария в 1834 году. Новый глава обители ввел строгий распорядок жизни, неукоснительно требуя выполнения всех церковных служб. Вскоре число монахов увеличилось до 22, монастырь начал возрождаться. На деньги купцов-благотворителей возвели храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и провели масштабную реконструкцию церквей. В итоге к 1852 году монастырь, еще совсем недавно находящийся на грани закрытия, в крупные религиозные праздники принимал у себя от 8 до 12 тысяч паломников.

В 1925 году обитель полностью закрыли. А в 1940-м монастырь понес невосполнимую потерю: был уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

В наши дни Николо-Угрешский монастырь является одним из главных центров православного паломничества Подмосковья.

Беседовал
Дмитрий СИВИЦКИЙ

ЦАРСКАЯ ТЕМНИЦА

Игумены Николо-Угрешского монастыря всегда твердо стояли на страже царской воли, поэтому нет ничего странного в том, что обитель была превращена в застенок для людей, неугодных власти, — как светских, так и духовных. В 1662 году в Николо-Угрешском монастыре допрашивали участников Медного бунта, а в 1666-м в темницу обители был помещен легендарный раскольник протопоп Аввакум. При Петре I в монастыре содержали мятежных стрельцов, посягнувших на власть царя-реформатора.

  Рубрика: Необычная история 324 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,280 сек. Потребление памяти:9.66 mb