Другой Монтесума

Автор: Maks Окт 23, 2017

Монтесума I был строителем державы, которую не сумел отстоять его незадачливый тезка. Но при нём также были посеяны давшие гибельные всходы семена.

О рождении Монтесумы I, правителя ацтеков, сложили легенду. Как-то владыка ацтеков Уицилуитль решил жениться на дочери правителя города Куаунауака, но её отец высмеял вождя малого племени, ютящегося на островке посреди озера.

— Что он может дать ей? — спросил он сватов. — Раз его видели в набедренной повязке из тростника, растущего в грязной воде, он и её будет одевать таким же образом?

Отвергнутого жениха выручил бог Тескатлипока — подсказал, как пробраться к принцессе. А это было нелегкой задачей, ведь отец девушки был правителем-магом. Он окружил дочь пауками, скорпионами, змеями, летучими мышами, чтобы никто не мог проникнуть во дворец и обесчестить красавицу.

Тескатлипока подучил ацтекского вождя украсить дротик драгоценным камнем и выстрелить недалеко от дворца. Дротик упал во внутренний дворик, где отдыхала принцесса. Она принялась рассматривать его, а после решила попробовать дорогой камень «на зуб», проглотила его… и забеременела. После этого строгий отец сам был рад выдать замуж дочурку — в непорочное зачатие он вряд ли верил.

Борьба за независимость

Благодаря выгодной женитьбе их вождя ацтеки получили доступ к хлопку и обильным житницам, но главной женой была дочь «сюзерена» — царя тепанеков. Её сын и стал новым правителем. В то время за власть над долиной Мехико боролись две могущественные силы: тепанеки с западного берега озера Тескоко, и аколуа (тескокцы) — с восточного. Тепанекам удалось покорить текскокцев и убить их правителя, но его сын Несауалькойотль сбежал.

Ацтеки сражались на стороне тепанеков и получили богатую добычу, но вскоре стали тяготиться подчиненным положением. Среди знати возникла группировка, ратующая за обретение независимости и поддерживающая связь с беглым тескокским принцем. Монтесума входил в эту группу, но «запевалами» в ней были его дядя Ицкоатль, сын первого вождя ацтеков от рабыни, и ещё один сводный брат — Тлакаэлель.

В стране тепанеков умер царь, и власть захватил его сын Маштла. Правитель ацтеков же поддерживал законного наследника Таяцина и поплатился за это. Полагают, что в его гибели замешан Ицкоатль, получивший в итоге верховную власть и… повод для войны с тепанеками. По смутным свидетельствам хроник, он мог использовать в этом деле Монтесуму, а после отодвинул родовитого племянника на задний план. Но продолжал прибегать к его помощи.

Когда Маштла увеличил размер дани, Ицкоатль доверил Монтесуме опасную и деликатную миссию — заключить союз против тепанеков с Несауалькойотлем, собиравшим силы для реванша. Но народ больше восхищался подвигами его сводного брата Тлакаэлеля — тот умело работал на публику.

В войне, начавшейся вскоре после прихода к власти Ицкоатля, в 1428 году, Монтесума воевал успешно, но прославился меньше, чем дядя и брат. Тепанеков удалось разбить. Маштла погиб. Ацтеки получили независимость. Несауалькойотль — назад свою державу.

Для будущих завоеваний победители заключили Тройственный союз, прообразом которого служила договоренность Монтесумы. Третьим участником стал представитель тепанеков — чтобы гарантировать лояльность бывших хозяев долины Мехико.

После удачных походов Ицкоатля благосостояние ацтеков возросло, вырос разрыв между простолюдинами и знатью. Тлакаэлель разработал так называемую военно-мистическую концепцию: ацтеки — избранный народ, обязанный кормить Солнце кровью жертв. Она служила хорошей мотивацией для воинов — наряду с долей награбленных у побежденных богатств. Ицкоатль поддержал почин племянника и сжег все старинные рукописи — в них ацтекам уделялось недостаточно внимания. Он скончался в 1440 году, завещав преемнику небольшое, независимое, бурно растущее царство.

Как вернуть милость богов?

Монтесума сумел переиграть Тлакаэлеля и в 40 с лишним лет стал, наконец, правителем ацтеков. Но испытания на этом не закончились.

С 1446 по 1455 год в долине Мехико произошел ряд природных катастроф: нашествие саранчи, мор животных, снегопады, но апогеем бедствий стала засуха.

Дождей не было несколько лет. Высохли источники, не текли реки, и от земли шел жар, как от огня. Многие искали избавления в плодородных тропических областях побережья Атлантики. Местные уроженцы — тотонаки — покупали людей за маис, а потом… приносили их в жертву богам, чтобы бедствия минули их края.

Владыки открыли голодающим резервные продовольственные склады, но скопленного за десятилетия хватило лишь на год. Не помог и указ об отмене податей — отдавать их было нечем. Когда все земные средства исчерпались, собрались на совет — решать, как вернуть милость богов. Жрецы твердили: катаклизмы — это божья кара, и заслужить прощение можно лишь жертвами.

Чтобы их добыть, придумали «цветочные войны» — ритуальные битвы для захвата пленников. Противниками Темпло Майор — иногда называется пирамида Уицилопочтли — комплекс культовых сооружений ацтеков в Мехико в них стали тлашкаланцы и другие народы долины Пуэбло.

«Цветочные войны» кормили не только богов. Захвативший пленного в бою получал право… съесть часть своей добычи. Прочее предназначалось для жрецов, высшей аристократии и богов.

Возможно, именно благодаря этой кошмарной практике ацтеки смогли пережить катаклизм, убийственный даже для более развитых обществ. Но не отказались от нее и после…

«Новый Огонь»

Монтесума IНа долю Монтесумы пришлось и другое испытание — зажечь «Новый Огонь» нового века.

Считалось, что на исходе 52-летнего периода мир мог погрузиться во мрак. Но боги оказались милосердными к ацтекам. Вскоре пошли дожди. Был собран богатый урожай. Через несколько лет ацтеки оправились от голода. Перед армией, закалённой «цветочными войнами», стояла задача покорить плодородные области за пределами долины Мехико, чтобы оградить страну от новых катаклизмов.

Сначала Монтесума подчинил «диких» родственников майя — уастеков с побережья Мексиканского залива. Потом отомстил тотонакам Веракруса за резню измученных от голода ацтеков. Те жили с надеждой на реванш и стали первыми, кто предложил помощь испанцам.

Ацтеков также привлекала Оахака — золотоносный край древних, высокоразвитых цивилизаций сапотеков и миштеков. Монтесума смог завоевать крупный торговый центр Коиштлауаку и основать колонию, известную теперь как пород Оахака, но на покорение всей долины сил у него не хватило.

Борьба с ближайшими соседями, конфедерацией Чалько, была не менее сложной, чем экспедиции в дальние страны. Победы удалось добиться лишь в конце жизни Монтесумы, но теперь под его властью оказалась вся долина Мехико. Вокруг «ритуальных врагов» из долины Пуэбло смыкалось кольцо подвластных ацтекам территорий.

На склоне лет сын бедного вождя малого племени стал богоравным правителем созданной им же империи. В столицу стекались богатства из покоренных земель. Там появились дворцы, школы, акведук для снабжения города питьевой водой, дамба для защиты от наводнений. Рынки радовали глаз изобилием экзотических товаров. Богов щедро питали кровью жертв — благодаря победоносным войнам пленников всегда было с избытком. Росло могущество бога Уицилопочтли, рос его храм на главной площади Теночтитлана.

Правитель, проведший свой народ через испытания к могуществу, тоже не мог не быть богоподобным. Теперь он появляется перед людьми лишь в исключительных случаях. На скале Чапультепек вырезается его изображение, появляется легенда о «божественном» рождении.

О Монтесуме-человеке повествует краткая характеристика из «Кодекса Мендоса»: «Этот Уэуэ Мотекусома был владыкой очень серьезным и суровым, и исполненным добродетели, и был муж доброго нрава и рассудительности, и враг злых пороков… Он не был распутным с женщинами и имел двух детей. Был очень умерен в выпивке, так что никогда, за всю его жизнь не видели его пьяным…» Народ боялся, но и уважал правителя — «за добрый пример в образе жизни».

Монтесума I скончался в 1469 году — владыкой процветающей империи. Говорят, на склоне дней он послал жрецов-магов разыскать прародину ацтеков под названием Астлан и рассказать об успехах, которые достиг его народ, матери их покровителя Уицилопочтли. В стране предков, напротив, удивились неуклюжести ацтеков, краткости их жизни, и решили, что причина бед — в привычке к роскоши: в Астлане живут бедно, зато вечно.

Мать Уицилопочтли попросила жрецов уговорить сына скорее вернуться и передала для него и Монтесумы скудные дары. От богатых подношений отказалась, преподав Монтесуме урок: роскошь и изнеженность портят, давят к земле, приводят к смерти. Сейчас он — в зените славы, но за полуднем следует вечер и закат.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ

,   Рубрика: Власть


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
24 + 6 =


SQL запросов:62. Время генерации:0,722 сек. Потребление памяти:31.62 mb