Супница времён Наполеона

Автор: Maks Май 4, 2017

Многие слышали выражение «королевский обед». В это понятие входит не только изысканная и обильная еда, но и богато сервированный стол. А как быть, если во главе стола восседает великий Бонапарт? Что бы ни говорили о простых вкусах Бонапарта, толк в роскошной еде он знал. А уж в красивой посуде — тем более…

Великая французская революция, невзирая на свою радикальность и разрушительность, лишь на время оторвала знать от любимого времяпрепровождения — балов, обедов, любовных утех и прочих праздных занятий. А когда Наполеон «приручил» революцию и сам принял императорские регалии, все расцвело с невиданной роскошью. Наступило время поваров, портных и, конечно же ювелиров. Состоятельные люди, которые не совсем оправились от великих потрясений, начали окружать себя утешающей сердце красотой.

Супница Клода ОдиоОдним из тех, на кого как из рога изобилия посыпались заказы, был выдающийся мастер Жан-Батист Клод Одио. Он являлся представителем одноименного ювелирного дома Odiot, основанного в конце XVII века Жаном-Батистом Гаспаром Одио. Внук основателя, Жан-Батист Клод завоевал известность еще до революции и в течение многих лет был самым востребованным и дорогим ювелиром. Правда, насколько хорош был ранний период его творчества, неясно, поскольку сохранившихся образцов крайне мало. Единственные сохранившееся его работы, выполненные до Великой французской революции, были сделаны по заказу Томаса Джефферсона, выдающегося американского политика.

Но подлинный взлет ждал Клода после революции, когда он сумел стать придворным ювелиром Наполеона. Тот заказывал ему множество престижных вещей.

Впрочем, представленная здесь супница к Наполеону отношения не имеет. Сервис из 140 предметов заказал мастеру польский граф Франсуа Ксавьер Браницкий. Однако все они, кроме блистательных супниц (их было две — вторая хранится в Государственном музее Амстердама), до настоящего времени не сохранились.

Выполненная с большим мастерством и великолепной отделкой супница является ярким примером тяготения к античным мотивам и формам. Вероятно, мастеру не давали покоя греческая соразмерность, гармония и склонность к божественному. Именно поэтому массивную центральную чашу поддерживают две сидящие фигуры крылатой Победы. Ручки супницы выполнены в виде шей и голов лебедей — они в Древней Греции были в большом почете. Грациозный лебедь считался олицетворением света, именно эти птицы были запряжены в колесницу, увозящую на зиму в царство гипербореев прекрасноликого Аполлона.

Трудно вообразить, какое впечатление производил стол, уставленный 140 шедеврами — от крохотной солонки, горящей золотом, до исходящей паром супницы!

Неудивительно, что подобные сервизы, инкрустированные золотом и серебром, принесли Одио европейскую славу. Самые известные люди того времени считали за честь заказать себе столовые приборы у французского мастера. В состязании амбиций не обошлось без участия состоятельных русских. Так, одна из самых богатых коллекций столового серебра принадлежала золотопромышленнику Павлу Демидову. Заказанная у Одио коллекция, богато декорированная виноградной лозой, впоследствии получила название Demidoff.

Игорь РОДИОНОВ

,   Рубрика: Сокровище нации


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
4 + 5 =


SQL запросов:50. Время генерации:0,549 сек. Потребление памяти:29.9 mb