Курильница из Хорасана
Мастера прошлого нередко прибегали к образу льва. Как же — царственное животное, символ грозных властителей, повелитель животного мира! Но иногда рука мастера, словно устав от поднадоевшего пафоса и официоза, вкладывала в известный образ новое содержание. Как в этой курильнице XII века, где лев похож на кого угодно, но только не на царя зверей…
Ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь людей. Однако в Иране еще до прихода туда ислама существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, и этот запрет никогда не был тотальным. И после того, как новая вера распространилась на всей территории бывшей Персидской империи, эти запреты так и не стали абсолютными.
Особенно вольно мастера обращались с бытовыми предметами, в частности, с лампами, кувшинами, и конечно же, с курильницами — емкостями из меди, бронзы или железа, предназначенными для обогрева помещений и воскурения благовоний. Существовали целые династии мастеров, специализировавшиеся в разных областях искусства: где-то ткали лучшие в мире ковры, где-то делали прекрасную керамику, где-то — украшения из золота и серебра.
А вот Хорасан славился своими изделиями из бронзы. С давних пор здесь изготовляли масляные лампы — буты, которые имелись в каждом доме. Ремесленники с большим мастерством делали мангалы для обогрева помещений, подносы, кувшины для воды, кофейники, подсвечники и канделябры, которыми оснащали мечети и медресе.
В период завоеваний Ирана сельджуками, который ведет свой отчет с XI века, особенно популярными в Хорасане были разнообразные горелки и курильницы. Заполненные древесным углем вперемешку с благовониями, они наполняли помещения ласковым теплом — благо зимы на этих землях редко бывают холодными.
Приблизительно в то время была изготовлена и эта курильница. Правда, понять, что это лев, можно только «включив» воображение. В нем нет ничего грозного и грациозного, присущего царственным зверям. Напротив, здесь запечатлена веселая игривость, скорее присущая лошадям или собакам, чем повелителю зверей. И вот этот неформальный подход к изображению давно известного и традиционного подсказывает, что эту фигурку делал неординарный мастер. Со своим видением мира и отношением к разным вещам. Ему в полной мере была присуща ирония, которую он использовал в этом изображении.
Поверхность этого бронзового царя зверей покрыта орнаментом, здесь же можно найти имя покровителя и художника, а также дату изготовления курильницы. Голова зверя съемная, уголь и ладан могли быть размещены внутри. На теле и шее есть едва заметные отверстия, сквозь которые ароматный дым заполнял помещение.
Лев, конечно же, был украшением богатого дома. Изделие относится к XII веку, его длина — 85 сантиметров, а высота — 81 сантиметр. Курильница найдена в иранском музее и в настоящее время является экспонатом нью-йоркского Метрополитен-музея.
Если не знать, что этому льву почти 10 веков, можно подумать, что это дело рук нашего современника. В нем есть все, что ценится по сей день: изящество, изысканность отделки и чуть заметная, но ощутимая ирония.
Так что время может победить не только нечто монументальное, но и обычная человеческая улыбка.
Игорь РОДИОНОВ
Предыдущая⇐ ⇐Загадочное убийство⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Посланница Артемиды⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru