Кратир из Святой Софии
В главном православном храме Великого Новгорода, соборе Святой Софии, сохранился до наших дней церковный сосуд, история которого насчитывает более девяти веков. Это так называемый кратир — большая чаша для причастия, с широкой горловиной и двумя ручками по бокам, изготовленная из серебра и покрытая позолотой.
Кратиры изначально употреблялись в Древней Греции. Греки не пили вино в чистом виде и перед употреблением разводили его водой. Широкая горловина греческого кратира также позволяла опускать в него лед или сосуды с родниковой водой для охлаждения вина.
В Римской империи первые христиане стали использовать кратиры наряду с потирами для обряда евхаристии. Часто кратиры изготавливались в виде чаши, которая была на столе Христа и апостолов во время Тайной вечери — первого Причастия. Именно такую форму имеет кратир из ризницы Софии Новгородской.
Этот сосуд для причастия был изготовлен в XII веке по заказу некоего Петра и его жены Марии. Известно и имя мастера, который работал над кратиром, — его звали Костой (Константином). Имя его выгравировано на дне сосуда. Кратир имеет солидные размеры — 21,5 см в высоту и 20,5 см в диаметре. Емкость его составляет приблизительно три литра.
Кратир работы мастера Косты — одна из старейших из сохранившихся чаш для причастия. По горизонтальной оси в плане кратир представляет собой сложную форму. На четырех гладких выступах расширяющейся кверху фигурной чаши сделаны рельефные изображения Иисуса Христа, Богоматери, апостола Петра и святой Анастасии. Святые представлены в рост, фронтально: волосы, детали ликов, одежд графически проработаны. Каждое изображение сопровождается резной монограммой. Выбор святых не случаен. Женские образы Анастасии, Богоматери и апостола Петра, возможно, являются патрональными для заказчиков сосуда, именитых особ Новгорода. Это подтверждает полоса вкладных черневых надписей, украшающая ножки кратира: «СЬ СОСУДЪ ПЕТРОВЪ И ЖЕНЫ ЕГО МАРЬЕ».
На гранях между изображениями — чеканные флористические узоры и пальметты — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости. Две большие литые ручки, вертикально прикрепленные от венчика до самого низа тулова чаши, украшены крупными цветками и отростками с тройными шариками на концах, воспроизводящими в соответствии с символикой причастного сосуда виноградные гроздья. Ручки соединены с чашей трапециевидными звеньями, в верхней части украшенными изображениями птиц — традиционным образом человеческой души. На широком венце нанесены крупные резные с чернью евхаристические надписи, таким же образом сделаны вкладные надписи на гладком поддоне чаши.
Размеры, материал — золото и серебро, отделка чаши придают ей огромную ценность. Все это говорит о том, что заказчиком кратира мог быть лишь представитель высшего новгородского боярства. Историки полагают, что кратир — это подношение, сделанное Софийскому собору знатным боярином Петром Михалковичем по случаю бракосочетания его дочери Анастасии с сыном Юрия Долгорукого, новгородским князем Мстиславом Юрьевичем. Впрочем, бесспорных доказательств, подтверждающих эту гипотезу, пока не найдено.
Василий ПАТРИКЕЕВ
Предыдущая⇐ ⇐Поэзия в будуаре⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Американский долгожитель⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru