Белая лилия Сталинграда
В 30-е годы прошлого века в СССР, после создания военно-патриотической организации Осоавиахим, началось повальное увлечение молодёжи летным делом. По всей стране стали появляться авиаклубы, пользовавшиеся популярностью не только среди юношей, но и среди девушек.
Будущая лётчица Лидия Литвяк, родившаяся в Москве 18 августа 1921 года, уже в 14-летнем возрасте села за штурвал учебного самолёта. В 1940 году она успешно окончила Херсонскую авиационную школу лётчиков-инструкторов и получила назначение в Калининский аэроклуб. Правда, параллельно с освоением неба девушка окончила геологические курсы, и даже успела принять участие в экспедиции.
Очаровательный инструктор
Поначалу руководство клуба к худенькому, белокурому и большеглазому инструктору, очень похожей на популярную актрису тех лет Валентину Серову, отнеслось скептически, но спустя некоторое время поняли — этой девушке вполне можно доверить подготовку курсантов. А через год началась война, и Лидия написала заявление с просьбой отправить её на фронт. Правда, в тот момент потребности в женщинах-лётчиках пока ещё не было. Но уже спустя несколько месяцев, после того как советские военно-воздушные силы понесли значительные потери, в Ставке Верховного Главнокомандующего было принято решение о формировании женских авиаполков, в первую очередь «ночных бомбардировщиков», на базе учёбно-тренировочного биплана По-2.
Однако необходимо было восполнить и нехватку лётчиков-истребителей, поэтому решение этой задачи было возложено на знаменитую лётчицу-рекордсменку. Героя Советского Союза, майора Марину Раскову. Так появился на свет 586-й женский истребительный авиаполк, куда удалось попасть Лидии (или, как она называла себя, Лилии), — правда, приписав себе 100 лишних часов налёта. В составе этого полка сержант Литвяк совершила первые боевые вылеты в районе Саратова, сопровождая транспортные самолёты. Но ситуация на фронтах ухудшалась, и полк в начале сентября 1942 года перебросили в район Сталинграда. Вот здесь начались настоящие бои с немцами.
Уже во время второй схватки Лиле удалось сбить «Юнкерс», а помогая своей ведущей Раисе Беляевой, израсходовавшей боекомплект, она ушла от немецкого истребителя, пошла в лобовую атаку и подбила «Мессершмитт», на фюзеляже которого был нарисован трефовый туз.
Три вылета в день
Прославленный немецкий ас, сбивший 30 самолётов противника, кавалер Рыцарского креста, попав в плен, попросил познакомить его с лётчиком, поставившим крест на его карьере. Когда в землянку вошла невысокая девушка в лётном комбинезоне, немец решил, что его разыгрывают. И только после того как Лиля детально нарисовала схему прошедшего боя, потрясённый лётчик встал, снял с запястья золотые часы и протянул их победительнице в поединке. Понятно, что Литвяк от приза отказалась. И действительно, с каждым боевым вылетом мастерство лётчицы росло. Причём мастерство, разбавленное воздушным хулиганством. После возвращения с задания Лиля выполняла над аэродромом фигуры высшего пилотажа, что было категорически запрещено. За такие проступки нарушительница не раз оказывалась на гауптвахте.
Но тем не менее командование высоко ценило мастерство лётчицы, поражаясь её выносливости и храбрости. Во время одного из боевых вылетов Як-1 Литвяк (тогда уже младшего лейтенанта) попал под перекрёстный обстрел вражеских истребителей, но раненная в ногу Лиля сумела дотянуть до своего аэродрома. И только после того как лётчица доложила о выполнении задания и сбитом «Юнкерсе», она потеряла сознание.
23 февраля 1943 года Литвяк получила вторую государственную награду — к медали «За оборону Сталинграда» прибавился орден Красной Звезды. Более того, командование разрешило Лиле выходить на «свободную охоту» в одиночку. И с того момента рядом с красными звёздочками на фюзеляже, свидетельствующими о количестве сбитых вражеских самолётов, появилось, в ответ «тузам» лётчиков люфтваффе, изображение белой лилии. Так и стали называть лётчицу с приставкой «Сталинграда». Да и позывной для радиоэфира у Литвяк стал «цветочный».
Несмотря на то, что многие мужчины заглядывались на симпатичную девушку, она отдала предпочтение только одному, своему боевому товарищу — лейтенанту Алексею Соломатину, за которого и вышла замуж в апреле 1943 года. Но, увы, насладиться семейным счастьем молодым не пришлось. Через месяц Алексей во время выполнения боевого задания погиб. Ещё через несколько недель в неравном бою погибла лучшая подруга Лили Екатерина Буданова, с которой Литвяк начинала воевать под Сталинградом. Желание отомстить было настолько велико, что Лида-Лиля стала совершать по три боевых вылета в день.
С задания не вернулась…
Так было и 1 августа 1943 года, когда полк воевал над территорией Донбасса. В тот день Лиля отправилась на задание в составе группы из девяти «яков». В районе реки Миус наши истребители встретили немецкие бомбардировщики, идущие под прикрытием «мессершмиттов». Завязался бой, во время которого Белая Лилия в тандеме с ведомым сбила вражеский истребитель, а её товарищи подожгли два «Юнкерса». После чего остальные самолёты вражеской армады бросились врассыпную. Наши истребители, выполнив задание, отправились в сторону своего аэродрома. И в этот момент из облаков вынырнул ещё один «Мессершмитт», который атаковал самолёт Лили. Та, стремясь уйти от преследования, направила свой истребитель в облака. А на аэродром базирования она не вернулась. После нескольких дней ожидания были организованы поиски, которые положительных результатов не дали.
Лиля не боялась погибнуть в бою, она боялась оказаться в списках без вести пропавших. Видимо, этот страх был связан с тем, что её отец был осуждён в 1937 году как «враг народа» на «10 лет без права переписки», и с тех пор о нём не было ничего не известно. Поэтому Лиля тоже очень боялась кануть в неизвестность, смерть её страшила меньше, чем поругание честного имени.
За неделю до её последнего вылета командование представило её к ордену Красного Знамени, но награду вручить не успели. Более того, командование 8-й воздушной армии, после того как лётчица не вернулась с задания, написала новое представление — на присвоение младшему лейтенанту Литвяк звания Героя Советского Союза. Однако его положили под сукно. Дело в том, что в расположение полка вернулся ранее сбитый лётчик, которому удалось выпрыгнуть с парашютом. И вот он рассказал любопытную историю. Как ему сообщили местные жители, они наблюдали, как вблизи их села совершил вынужденную посадку советский истребитель, который пилотировала невысокого роста белокурая девушка. Дело происходило на оккупированной немцами территории, поэтому лётчица оказалась в плену. Более того, позднее её видели в компании разъезжающих в автомашине немецких офицеров. Однако друзья Лили не верили в её предательство. К сожалению, возобновить поиски следов пропавшей лётчицы удалось только в 1946 году. Однако к тому времени все однополчане Литвяк, участвовавшие в том бою, погибли, поэтому поиск пришлось временно прекратить. Его возобновили только в 1971 году юные следопыты из школы города Красный Луч. Спустя семь лет им удалось установить, что летом 1943 года на окраине хутора Кожевня упал советский истребитель. Погибшего пилота, а им оказалась девушка, похоронили в братской могиле села Дмитровка Шахтёрского района. Теперь сомнений не оставалось: в 8-й воздушной армии была только одна женщина-истребитель — Лидия Литвяк. Но из-за бюрократических проволочек только в 1988 году имя отважной лётчицы на захоронении было увековечено. В том же году в приказ Главного управления кадров ВВС было внесено изменение: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.». Спустя два года Указом Президента СССР Лидии Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза, а её имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса как женщины-лётчика, одержавшей наибольшее количество побед: 6 лично сбитых самолётов и ещё 6 — в составе группы.
Сергей УРАНОВ
Предыдущая⇐ ⇐Кефир — напиток пророка⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Заморский учитель Петра I⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru