Битвы за трезвость
В истории России хватало народных восстаний и мятежей. Но особое место среди них занимают события, всколыхнувшие всю страну в середине XIX века и получившие название «трезвеннические бунты».
Пьянству — бой!
Пили на Руси, как и повсюду, испокон веков, но до некоторых пор это были слабоалкогольные напитки — мед, пиво — крепостью не более 6%. Заморские вина по причине их дороговизны могли себе позволить только в богатых домах. Да и употребляли все это, за редким исключением, лишь по праздникам.
Первое документальное свидетельство о производстве водки на Руси относится к 1517 году, а первые питейные заведения (кабаки) появились при Иване Грозном. Постепенно они распространились по городам и весям, соблазняя народ и в праздничные, и в будние дни.
На протяжении трех столетий кабаки процветали, а простые мужики пропивались в них порой до исподнего белья. Однако после Крымской войны доходы кабатчиков стали резко снижаться: посетителей становилось все меньше, а вместо них появились агитаторы, призывавшие к отказу от употребления спиртного. И люди к ним прислушивались.
Начавшись в Ковенской губернии (на территории современной Литвы), это невиданное дотоле народное движение вскоре охватило обширные пространства от балтийских берегов до оренбургских степей.
Поводом к массовому отказу населения от пития стало значительное повышение розничных цен на вино (так тогда называли водку).
На первых порах движение было стихийным. Кто-то давал зарок вести трезвый образ жизни, другие просто обходили питейные заведения стороной «из принципа», не желая более кормить ненасытных торгашей. К тому же все прекрасно понимали, что пьянство до добра не доводит: рушатся крестьянские хозяйства, страдают семьи.
Дальше — больше. На общинных сходах крестьяне стали объявлять свои села «зонами трезвости»: вводили полный запрет на посещение кабаков и покупку спиртного, а для тех, кто не подчинялся такому решению, устанавливали наказания. У дверей питейных заведений выставлялась охрана, не впускавшая посетителей внутрь, а особо ретивые любители спиртного подвергались штрафу или публичной порке.
Следующим шагом на пути к новой жизни стало объединение противников пьянства в общества трезвости. Изначально эти общества создавали государственные крестьяне, позднее их примеру последовали представители других сословий. К лету 1859 года такие общества существовали уже в 32 губерниях Прибалтики, Поволжья, Приуралья и Центральной части России.
На первых порах виноторговцы пытались переломить ситуацию в свою пользу, действуя по старинке: сбавили цены. Потом еще сбавили. И еще. Но народ твердо стоял на своем.
Дошло до того, что многие кабатчики стали предлагать выпивку бесплатно, рассчитывая заманить к себе хотя бы какую-то часть своих прежних посетителей, а уже потом разбираться с ними. Но и это не помогало: общества трезвости все больше набирали силу и влияние.
Собираясь, как правило, в помещениях церковно-приходских школ, члены этих обществ не ограничивались чаепитием, чтением книг и душевными беседами. Они настойчиво требовали от местных властей закрытия кабаков. Крестьян поддержали священники и горожане — рабочие, часть чиновничества и прогрессивно мыслящего дворянства.
Кабацкий капкан
Причиной тому было не только стремление к трезвому образу жизни, но и чисто денежный вопрос.
Дело в том, что в России существовала государственная винная монополия. Это означало, что крестьянам и посадским людям было запрещено заниматься изготовлением спиртных напитков даже для личного потребления. Виновные в нарушении запрета сурово карались штрафами, наказанием кнутом, конфискацией имущества и ссылкой в Сибирь. Поэтому простому народу волей-неволей приходилось идти в кабак.
А к середине XIX века сложился порядок, при котором все взрослые мужчины по месту своего жительства приписывались к ближайшим кабакам и должны были выпивать там определенную «норму». Если же они этого не делали, то недостающие деньги кабатчики собирали с жителей той территории, которая относилась к данному кабаку. Неплательщиков секли кнутом. Поэтому мужикам приходилось делать выбор: или поневоле идти в кабак, или платить за непьющего соседа.
По сути, для крестьян и посадского люда это был еще один налог, размер которого полностью зависел от цен на спиртное. Цены росли постоянно, а после Крымской войны за короткий срок увеличились более чем втрое. Вот это-то и послужило причиной начала широкого народного движения за трезвость.
Бюджет трещит по швам
Значительный рост цен именно в этот период не был случайным. Поражение в Крымской войне привело к расстройству финансовой системы государства. Огромные военные расходы необходимо было как-то компенсировать.
Между тем одним из основных источников пополнения государственного бюджета был «питейный доход». Пользуясь монополией на производство и продажу спиртных напитков, государство напрямую ни тем, ни другим не занималось, а собирало значительные денежные средства, действуя через посредников. Для них существовали особые правила.
Во-первых, производство водки (винокурение) разрешалось только дворянам и духовенству и исключительно для личных нужд. Желающие заниматься этим промыслом для продажи должны были заплатить государству пошлину. Как следствие, помещики и монастыри нередко обзаводились собственными винокурнями, используя даровой труд своих крепостных. Кроме того, монастыри до 1819 года могли содержать кабаки.
Во-вторых, чтобы заниматься крупной винной торговлей на определенной территории, следовало купить на это право, то есть взять его «на откуп» на открытых торгах. Разумеется, для участия в торгах требовались немалые деньги. Поэтому уже к середине XIX века оптовая продажа спиртного в России сосредоточилась в руках 146 крупных откупщиков, которые скупали алкоголь на частных винокурнях и сбывали его в кабаки и винные лавки.
Таким образом, винная монополия позволяла за счет пошлин и откупов успешно пополнять государственную казну, и она порой почти наполовину состояла из «питейного дохода».
Поэтому, когда встал вопрос о поправке пошатнувшихся в ходе Крымской войны финансов, правительство пошло привычным путем и попросту увеличило откупные платежи. Так, если в 1856 году откупы на винную торговлю были сданы за 64,6 миллиона рублей, то уже через два года сумма возросла до 91 миллиона.
Разумеется, откупщики фазу же взвинтили цены. Естественно, это отразилось на розничной торговле и привело сначала к бойкоту кабаков со стороны народа, а затем и к возникновению обществ трезвости, которые стали требовать закрытия кабаков. Тут, казалось бы, правительству стоило призадуматься, но оно поступило просто, даже слишком просто: одним росчерком пера наложило запрет на общества трезвости. Ну не могло же оно закрыть кабаки!
Стрельба на поражение
Решение правительства вызвало всеобщее возмущение в народе и толкнуло его на крайние меры. Люди рассудили так: коль скоро власть встала на сторону откупщиков, то мы сами разберемся с произволом виноторговцев.
Во многих местах начались погромы кабаков и винных лавок. В одной только Пензенской губернии за первые три недели «трезвеннического бунта» их было разгромлено более полусотни, а в общей сложности по всей стране — около трех тысяч. В тех случаях, когда представители местной власти пытались вмешаться, толпа с ними не церемонилась — вплоть до нанесения побоев.
Правительство ответило самыми жесткими мерами, бросив на усмирение бунтовщиков усиленные наряды полиции, а в целом ряде случаев еще и воинские части городских гарнизонов, получившие приказ стрелять на поражение.
Тем не менее «трезвеннические бунты» охватили 12 губерний. Наибольшим размахом они отличались в Поволжье. Особенно драматичный характер приобрели события в богатом купеческом городе Вольске, где трехтысячная толпа разоружила полицию и солдат инвалидной команды, а затем освободила заключенных из городской тюрьмы. Относительный порядок удалось навести лишь с помощью присланных из Саратова войск. Были произведены аресты, началось следствие.
Общее количество арестованных участников «трезвеннических бунтов» точно неизвестно. Цифры разнятся в самых широких пределах — от 780 человек до 11 тысяч. Известно лишь, что судили их военные суды, скорые на расправу и суровые на приговор: шпицрутены, ссылка или каторга.
В конечном итоге «трезвеннические бунты» были жестоко подавлены, но они не прошли бесследно. В 1863 году правительство Александра II заменило откупную систему акцизной. Конечно, ситуацию с пьянством это никак не исправило, но хотя бы избавило страну от произвола винных откупщиков.
А общества трезвости со временем все же получили право на существование, и в 1912 году их насчитывалось уже более 1800.
Александр ФРОЛОВ
Предыдущая⇐ ⇐Как Колчак искал землю Санникова⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Нарушенная клятва⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru