Цветное окно в мир

Автор: Maks Окт 3, 2019

Сегодня молодым людям сложно представить, что телевидение может быть исключительно черно-белым. Хотя наверняка у кого-нибудь на даче еще пылится раритетный телевизор, который на своем экране воспроизводит лишь два цвета. А ведь 40 лет назад цветное «окно в мир» воспринималось как чудо техники. И по карману оно было далеко не каждому советскому человеку.

Рядовой телезритель имеет довольно смутное представление о том, в какой системе цветного телевидения вещает та или иная телекомпания. А во времена зарождения цветного телевидения вопрос выбора системы для вещания стоял очень остро и решался на самом высоком уровне.

Чудо техники для избранных

Для начала стоит вспомнить историю возникновения телевидения в СССР. Первые пробные передачи из телецентра на Шаболовке начались еще в 1938 году. Первыми телезрителями были сотрудники телецентра и высшее руководство страны. Ведь в Москве на тот момент было всего 30 телевизоров!

Для них и репертуар был в духе времени: портреты руководителей партии и правительства, плакаты и лозунги, в студию приглашали известнейших актеров. Качество изображения было далеко не идеальным. И уж точно в те годы никто не мог себе представить, что в недалеком будущем телевизор не только перестанет быть предметом роскоши, но и станет показывать мир в цвете.

Впервые цветное вещание появилось в США в 1953 году. Там же выпустили в продажу цветные телевизоры RCA с небольшим экраном — 12,5 на 22,5 сантиметра. Стоила эта новинка недешево — 199 долларов. Правда, в телевизоре не было звука. Рядом нужно было ставить радиоприемник и настраивать его на нужную волну.

К слову, не все приняли это новшество с восторгом. На руках у американцев в то время была масса черно-белых телеприемников (около 10 миллионов!), существовало много черно-белых телестанций, и их владельцы в штыки воспринимали несовместимую систему цветного телевидения.

В СССР внимательно следили за тем, что происходит на Западе. В 1953 году одна из студий Московского телецентра была отдана для перспективных работ по новой технике: там была организована Московская опытная станция цветного телевидения (МОСЦТ). Здесь не велись регулярные передачи программ, а настраивалась и испытывалась экспериментальная аппаратура. Для осуществления вещания ленинградский завод имени Козицкого выпустил специальную, в несколько сотен штук, партию телевизоров с многообещающим названием «Радуга».

Как создавалось в то время цветное изображение? Один кадр в три приема передавался в разном цвете — красном, зеленом и синем. Глазом три одноцветных изображения воспринимаются как единое и многоцветное. На основе этого принципа работала не только студия на Шаболовке, но и подобные студии во всем мире — в Японии, США, Великобритании и Франции.

Первые опытные передачи в цвете в СССР были начаты в феврале 1959 года, но их смотрели в основном лишь работники заводов, готовивших к производству цветные телевизоры.

Трудный выбор

Руководители СССР прекрасно понимали, насколько велико влияние телевидения на массы. И насколько цветная картинка ярче черно-белой. Не зря еще во времена немого кино, в фильме «Броненосец «Потемкин»», пришлось вручную красить флаг в красный цвет прямо на пленке. Но на черно-белых телевизорах красный цвет флага СССР не отображался. Это надо было исправить.

К середине 1960-х в мире было более 30 различных систем цветного ТВ, среди которых лидировали три фаворита: американская система NTSC, французская SEC AM, а также PAL — модификация NT5C, разработанная немецкой фирмой «Телефункен».

В течение ряда лет в Советском Союзе проводились испытания различных систем цветного телевидения.

Американская NTSC оказалась весьма капризной — она требовала хорошей частотной и линейной характеристик всего тракта передачи сигналов. Для гигантской сети кабельных и радиорелейных линий, которая требовалась для покрытия ТВ-вещанием всей территории страны, исправление частотной и линейной характеристик представляло весьма сложную задачу и требовало огромных капиталовложений.

В Европе также не торопились принимать американскую разработку. Первым реальным достижением среди множества появлявшихся тогда предложений явилась система французского инженера Анри де Франса. В 1956 году на эту систему был получен первый патент, и из стен лабораторий она вышла уже под названием SECAM.

Окучить огромный советский рынок пытались и немцы, но у них ничего не получилось. Следом в Москву специально для продвижения французской системы SECAM прилетал президент де Голль. Французы понимали: купит Москва — купят и другие страны соцлагеря.

Битва двух систем состоялась зимой 1964 года, когда был проведен показ изображений в передачах в Москву по международным линиям связи — SECAM из Парижа и PAL из Лондона (к тому времени Англия уже твердо поддерживала немецкую систему). Показ был организован для советского руководства — группы министров во главе с заместителем председателя Совмина Дмитрием Устиновым.

Телевизор «Рубин-401»Начался показ программ — сначала из Парижа, потом из Лондона. Техническое качество везде было хорошим, но надо признать, что французская программа выглядела намного лучше — красивая, эффектно одетая ведущая, отличный видовой фильм о цветах, приятная музыка.

Французские режиссеры хорошо понимали, что надо показывать, а инженеры весьма искусно избегали всех сюжетов, на которых могли проявиться недостатки системы SECAM. Английская программа смотрелась гораздо бледнее: ее авторы явно недооценили, как важно произвести общее впечатление на высокопоставленных зрителей.

К 50-летию революции

В итоге СССР выбрал SECAM, и причины выбора определялись двумя соображениями. Во-первых, политическими. Система была разработана во Франции, которая в 1966 году вышла из НАТО. Между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области ЦТ, так что за выбранную систему не надо было платить патентные отчисления. Во-вторых, технологическими. Специалисты решили, что именно эта система сможет лучше «адаптироваться» к отечественным техническим реалиям того времени. Более того, они
видели в ней хороший функционал для будущего развития.

В середине 1960-х годов Франция и СССР заключили договор по сотрудничеству в сфере цветного телевидения. Эта дата — начало советского цветного телевещания.

Впервые цветная передача для широких масс была показана в 1967 году. Программа была приурочена к 50-летию Октябрьской революции. Передачу снимали с Красной площади. С 1 января 1977 года все передачи Центрального телевидения СССР стали передаваться в цвете, а к 1987 году (то есть через 20 лет после начала цветного вещания) цветное оборудование получили все региональные телецентры.

В это же время в продаже появляются и первые советские цветные телевизоры. «Рубин-401» и «Рубин-714» (хиты продаж) были французского происхождения. Из-за этого в телевизионной отрасли на некоторое время случился существенный кризис. Черно-белые телевизоры покупать уже никто не хотел, а цветные были не по карману простому народу. Например, «Рубин-714» стоил 680 рублей (для сравнения: зарплата советского инженера равнялась 120 рублям). При этом он имел вполне достойную, даже по нынешним временам, диагональ 61 сантиметр и весил 60 килограммов.

А массово цветные телевизоры в СССР стали появляться только во второй половине 1980-х годов. К тому времени цветных телеприемников было уже произведено около 50 миллионов. Важную роль в распространении цветного телевидения сыграли космические телевизионные системы «Орбита», «Экран», «Москва». Но самому СССР, увы, уже оставались считанные годы.

Ирина ЕРОФЕЕВА



, ,   Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,465 сек. Потребление памяти:8.42 mb