Эхо драконовых гор
Руководители государств, как правило, летают на самолетах, предназначенных для VIP-персон. Но в тот злополучный день 19 октября 1986 года президент Мозамбика Самора Машел решил долететь до своей столицы Мапуту на борту Ту-134А, управляемого советскими пилотами.
В 21:21 (по московскому времени) самолет, не долетев до Мапуту 65 миль, врезался в отроги Драконовых гор…
В середине 1980-х годов в Мозамбике бушевала гражданская война, за фасадом которой стояли два антагониста — СССР и США. Президент Самора Машел симпатизировал социализму. И Кремль активно помогал молодой республике. Советское правительство подарило даже маленькой, но очень гордой стране новый самолет Ту-134А. К самолету прикрепили экипаж, приписанный к Ленинградскому авиаотряду.
19 октября 1986 года Самора Машел и его советники возвращались домой из Замбии, где проходило совещание лидеров так называемых «прифронтовых» государств. В 18:38 самолет вылетел из Мбалы (Замбия) и взял курс по направлению к столице Мозамбика.
Быстро и безопасно
Борт, на котором кроме президента летели еще 43 человека, находился в отличном состоянии. Его произвели в 1980 году, и к моменту катастрофы он налетал всего лишь 1100 часов. Кроме того, в августе 1984 года самолет прошел серьезную проверку в Советском Союзе. В служебных записях было указано, что он обслуживался как следует, а данные, полученные с цифрового регистратора полетных данных, показали, что самолет и все его системы работали нормально.
Пилоты тоже были опытными и знающими, с большим стажем и умением находить выход из любых передряг. Достаточно сказать, что командир судна Юрий Новодран находился за штурвалом 25 лет, и все эти годы прошли практически без нареканий. На счету летного состава было 65 посадок только в аэропорту столицы страны — Мапуту, из них две трети в ночное время. Да и погода была самой что ни есть благоприятной, так что никакого волнения ни у экипажа, ни тем более у диспетчеров рейс не вызывал.
В 21:02 экипаж передал по радио, что они готовы начать снижение. Диспетчер Мапуту дал указание доложить о достижении высоты 3000 футов (910 метров) над уровнем моря или при появлении огней взлетно-посадочной полосы начать снижение для захода на взлетно-посадочную полосу.
И тут случилось нечто странное: после прохождения точки Курла (примерно за 100 километров до посадки) штурман без доклада командиру воздушного судна неожиданно изменил курс на 38°. Самолет направился к границе Мозамбика и ЮАР, проходившей по отрогам Драконовых гор.
Командир, едва сдерживаясь, поинтересовался, что за виражи они закладывают. На что штурман ответил: «VOR (высокочастотный всенаправленный радиомаяк) указывает этот путь».
Навстречу трагедии
Все последующее время экипаж вел самолет в ошибочном направлении. Экипаж счел, что навигационные средства в Мапуту недоступны. Так, капитан заявил, что «Мапуту нет», а следом за этим: «Электричество отключено, ребята!» В то же время штурман сообщил, что система посадки по приборам (ILS) отключена, а ненаправленные маяки (NDB) не работают. Экипаж пытался обнаружить огни ВПП аэропорта Мапуту, но не смог, объяснив происходящее плотной облачностью. Снижение происходило за пределами радиуса действия большинства средств навигации аэропорта Мапуту, а экипаж не знал своего точного местоположения.
Все закончилось в 21:21:32 по московскому времени. Последнее, что видели пилоты — огромная темная скала, затем последовал страшный удар.
Место аварии находилось в отдаленном, недоступном уголке Южной Африки, недалеко от границы с Мозамбиком, поэтому обнаружили самолет не сразу.
А когда обнаружили, то власти сразу объявили причиной трагедии ошибку экипажа, который вместо полета по приборам перешел на визуальный полет и снижался в темноте при высокой облачности..
Однако на этом версии не исчерпывались. Одной из самой серьезных была версия о том, что спецслужбы ЮАР, желая убить президента Машела, установили в горах ложный радиомаяк, который и привел к гибели самолета. Местные жители рассказывали журналистам, что незадолго до катастрофы в горах видели странную военную палатку, которая исчезла после трагедии.
Как бы там ни было, но Советский Союз был уверен, что самолет разбился в результате диверсии. А власти Мозамбика заявили, что самолет могли сбить с курса советские диверсанты. Дескать, руководство СССР было недовольно поведением Саморы Машела, который склонялся в пользу нормализации отношений со странами Запада.
И поплатился за это жизнью.
Игорь РОДИОНОВ
Предыдущая⇐ ⇐Революция дезертиров⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Учитель на букву «М»⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru