Идём на таран

Автор: Maks Апр 1, 2022

Трудно сказать, когда и кто первый в глубокой древности решил использовать таран в качестве оружия в сражениях на море. Одно из самых ранних свидетельств о существовании тарана содержится в египетских гробницах Нового царства, а именно подробное описание достаточно большого и хорошо вооруженного корабля, датируемое XVI веком до н. э.

Таран оказался самым радикальным способом уничтожения военных кораблей. Сильный и точный удар — и вражеское судно, получив пробоину, шло на дно. Правда, чтобы протаранить корабль противника, требовалось немалое умение командиров и экипажей гребных судов.

Ростр в качестве трофея

Основным оружием гребных кораблей Античности был эмблон (у римлян его называли ростром). Первое время его делали заостренным, в виде шипа. Но это создавало риск во время тарана застрять в борту противника, поэтому его классический вариант получил уплощенную форму стилизованного трезубца. Такой таран не пробивал, а скорее проламывал борт, что было весьма опасно для кораблей, построенных по античной технологии судостроения, с их легкими корпусами и связанными друг с другом на всем протяжении досками обшивки, так что от удара на большом протяжении вскрывались ее швы.

Отлитый из бронзы таран был прямым продолжением массивной килевой балки корабля и еще дополнительно усиливался расположенным на уровне ватерлинии усиленным поясом обшивки, так что энергия удара весьма эффективно гасилась, не повреждая сам корабль.

Даже у сравнительно легких бирем ростр, по данным археологических раскопок, мог весить до полутонны. Так что, разогнавшись до большой скорости, даже сравнительно легкая галера водоизмещением в 40 тонн без особого труда пробивала им борт равного себе противника, тем более что последний был не слишком толст, опять же, для обеспечения высоких скоростных характеристик.

Чтобы нос корабля не слишком глубоко входил в корпус противника и не застревал, на поздних античных галерах — уже намного более тяжелых — применялся проэмболон — малый надводный таран, обычно имевший форму головы животного.

Знали греки и другие способы поразить противника. Например, корабли сближались нос к носу и проходили вплотную друг к другу, при этом наносился скользящий удар носом одного корабля в борт другого по касательной. Если экипаж одного из кораблей не успевал убрать весла, то их ломало, при этом травмируя гребцов и лишая корабль подвижности и маневренности, после чего он становился легкой жертвой таранящих. Скользящий удар по борту не топил вражеский корабль, а сбивал с него гребцов и повреждал корпус, вызывая в нем течи, будучи при этом намного безопаснее для выполняющего этот маневр.

Именно таким приемом греки победили персов во время сражения при Саламине в 480 году до н. э. А ростры захваченных вражеских кораблей были самым желанным трофеем для римлян. Они отпиливали их и крепили к специальным колоннам, которые становились символами морской победы над врагом.

Тряхнули стариной

Таран в античности был очень эффектным военным манёвромВ Средние века, когда парусные суда стали преобладать над гребными, тактика таранного боя постепенно уходила в прошлое. Правда, корейские корабли-броненосцы (кобуксоны), воевавшие с японцами во время Имдинской войны (1592-1598), активно использовали тараны.

Но снова к тактике античных времен моряки вернулись в XIX веке. Паровые корабли, одетые в броню, не могли пробить своей артиллерией броню вражеских судов. Поэтому флотоводцы и кораблестроители решили вновь вернуться к идее использования тарана в качестве наступательного оружия. Еще в 1840 году французский адмирал Лабрусс предложил построить снабженный специальным тараном военный пароход. А в 1859 году известный французский кораблестроитель Дюпюи де Лом разработал проект броненосца с тараном.

Броненосец конфедератов «Вирджиния» в 1862 году во время сражения на Хэмптонском рейде с кораблями северян протаранил и потопил фрегат «Кумберленд». Это впечатлило военных моряков и заставило большинство флотов переосмыслить рольтарана. Поэтому неудивительно, что первый французский броненосец Taureau («Бык»), построенный в 1863 году, уже изначально был вооружен тараном. Пять кораблей этого типа, построенные французами, официально числились броненосными башенными таранами. Их композитные корпуса имели железный набор и деревянную обшивку, впереди в подводной части был прикреплен трехметровый стальной таран. Именно он являлся их главным оружием. Броненосцы-тараны отличались низкой мореходностью и редко удалялись от родных берегов.

Но настоящим триумфом таранной тактики стала австро-итальянская война (1866 год). В сражении при Лиссе флагманский броненосец австрийского адмирала Тегетхоффа «Фердинанд Макс» протаранил итальянский броненосец «Ре д’Италия». После этого судостроители бросились строить корабли, снабженные таранами.

В этот период развития военно-морской истории, когда артиллерия не могла гарантированно пробить броню новых кораблей, таран зачастую использовался как основное средство нанесения урона враждебному флоту.

Например, в сражении при Икике 21 мая 1879 года перуанский монитор «Уаскар» лихо протаранил чилийский броненосный фрегат «Эсмеральда», а другой перуанский броненосец «Индепенденсия» — наоборот, в результате неудачной попытки таранить чилийскую шхуну «Ковадонга» выскочил на мель и в дальнейшем был сожжен.

Последний довод корабля

Однако бравые моряки отправляли на дно не только вражеские корабли, но и свои собственные. 22 июня 1893 года в результате неудачного маневра, совершенного по приказанию командующего английской средиземноморской эскадрой вице-адмирала Тройона, броненосец «Кампердаун», имевший носовой таран, врезался в борт новейшего броненосца «Виктория», на котором держал флаг сам Тройон. Корабль получил пробоину и при малом крене в условиях полного штиля внезапно перевернулся и утонул почти со всем экипажем, включая вице-адмирала.

Инцидент с «Викторией» наглядно показал опасность тарана для своих кораблей. Хотя по инерции со стапелей военно-морских верфей продолжали сходить корабли с носовыми таранами. Последним кораблем с таранным носом иногда называется уругвайский крейсер «Уругвай», построенный в Германии в 1910 году.

Во время Первой мировой войны корабли сражающихся стран периодически использовали таран в качестве приема ведения боевых действий. Так, 18 марта 1915 года британский линкор «Дредноут», нарушив устав Британского флота, выкатился из строя кильватера и таранным ударом потопил немецкую подлодку U-29, которой командовал капитан-лейтенант Отто Веддиген. По иронии судьбы, «Дредноут» был первым британским линкором, который не имел носового тарана.

В ходе боевых действий в Средиземном море во время Гражданской войны в Испании эсминец «Хорхе Луис Диас» военно-морского флота Испанской республики вступил в бой с канонерскими лодками франкистов. В ходе боя эсминец увеличил скорость, пошел на сближение с канонерской лодкой «Вулкан» и протаранил ее.

Во Вторую мировую войну тоже происходили тараны, причем заканчивались они весьма драматически. 8 апреля 1940 года в Северном море неподалеку от Нарвика британский эсминец «Глоуорм» отстал от основных сил эскадры и столкнулся с эскадрой немецких кораблей в составе тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и пяти эсминцев. Командир эсминца капитан-лейтенант Руп принял бой.

Прикрывшись дымовой завесой, «Глоуорм» обстрелял крейсер торпедами, от которых тому приходилось уворачиваться. Противоторпедные маневры затрудняли стрельбу по эсминцу, но попадания в него были (в частности, 203-мм снаряд разбил радиорубку). В течение боя дистанция сократилась настолько, что в ход пошли даже зенитные автоматы. «Глоуорм» израсходовал все свои торпеды, так и не поразив цель, и пошел на таран немецкого крейсера.

На «Адмирале Хиппере» поняли его намерения и попытались направить форштевень в борт эсминца, но менее маневренный крейсер не успел развернуться, и «Глоуорм» ударил его в нос в районе якоря с правого борта. Бортовая обшивка крейсера оказалась вдавленной на протяжении почти четверти длины корабля, вплоть до носового торпедного аппарата, который вышел из строя. Но в целом повреждения крейсера были невелики. В результате столкновения носовая часть эсминца отломилась. «Глоуорм» затонул.

2 августа 1932 года американский торпедный катер РТ-109 под командованием Джона Кеннеди (будущего президента США) во время ночного рейда против японских кораблей был протаранен японским эсминцем и в результате разрезан пополам. Из тринадцати моряков мгновенно погибло двое, остальные были спасены благодаря своевременным и четким действиям Кеннеди.

Так что при отсутствии собственно таранов боевые корабли продолжают использовать один из древнейших приемов ведения боевых действий.

Георгий ПЕТРОВ

  Рубрика: История оружия 302 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,249 сек. Потребление памяти:9 mb