Охота на снежного человека
Необычная история произошла в 1845 году в Западной Сибири. Два охотника-остяка на реке Назым застрелили менква — снежного человека.
УБИТЬ МЕНКВА — ДУРНОЙ ЗНАК
Однажды в отдаленное стойбище хантов явились два охотника — Фалалей Лыкосов и Обыль. Они были взволнованы, даже напуганы. Охотники рассказали, что в поисках зверя забрели в редкостную глушь. Когда им уже казалось, что придется возвращаться с пустыми руками, их собаки-лайки — словно с цепи сорвались.
Выбежав вслед за собаками на заснеженную поляну, остяки (так в старину называли некоторые коренные народы Сибири, в том числе хантов) увидели, что те обложили крупного зверя и бросаются на него. Огромное животное пыталось отмахиваться от них длинными лапами совсем по-человечески. Фалалей подкрался к месту схватки и метким выстрелом свалил гиганта, который после нескольких судорожных движений затих.
Однако радость охотников быстро сменилась ужасом. На снегу лежал менкв, «росту аршин трех (аршин — 71 см), востроголовый, шкура толстой шерсти, плотнее собольей, скулы голые, у рук вместо пальцев когти, мужеского пола». Добыть такой трофей у хантов и манси считалось огромной неудачей.
В их представлениях менкв — это нечто вроде снежного человека, живущего в глухой тайге. У каждого менква есть «дублер» из мира духов, причем злых. Пока менкв жив, и он, и его дух стараются держаться подальше от людей. Но если убить менква, его дух будет бродить по тайге и мстить людям. В старые времена человека, убившего менква, самого ждала смерть, но к XIX веку нравы хантов смягчились. Поэтому охотник Обыль и решился рассказать о происшествии соплеменникам.
Стойбище охватила паника, которая стала распространяться по тайге со скоростью лесного пожара. Остяки отказывались выходить на охоту, казна недополучала ценные меха. Священник Михей Попов, проповедовавший в назымских стойбищах, доложил о происшествии уряднику Шахову, а тот передал сообщение в Березовский земский суд.
Оттуда в местную администрацию послали указание: для прекращения волнений среди местного населения провести расследование. Если информация о загадочном чудовище подтвердится — доставить его останки и свидетелей в Березов. Копия приказа ушла тобольскому губернатору.
ЭКСПЕДИЦИЯ НА НАЗЫМ
Эту должность в ту пору занимал Кирилл Энгельке, большой любитель естественных наук. Разумеется, он приказал расследовать происшествие.
На реку Назым отправился казачий урядник Никифор Ямзин. Однако его постигла неудача: Фалалей Лыкосов заявил, что на охоту ходил, но никакого менква не убивал, а всего лишь видел это во сне. А Обыль почему-то воспринял этот сон всерьез и понапрасну всполошил земляков.
Губернатора такой итог не устроил. Тем более что в тайге начали пропадать охотники, а ханты целыми родами срывались с насиженных мест. Энгельке потребовал отправить для выяснения интересовавших его обстоятельств целую экспедицию. В ее состав включили не только опытнейших следопытов, но и переводчика, чтобы избежать путаницы с показаниями Обыля и Фалалея.
Сначала все шло по плану. Обыль настаивал на своих первоначальных показаниях, согласился вести экспедицию к месту происшествия и говорил, что Фалалей просто испугался. Но чем глубже в тайгу углублялась экспедиция, тем менее уверенным он становился. С трудом удалось выйти в район предполагаемой встречи с менквом — к месту впадения в Назым ручья Охлым.
И тут остяка словно заклинило: ночью он стащил бутылку спирта и упился до бессознательного состояния. Пока его приводили в чувство, следопыты с трудом (все-таки со времени той самой охоты прошло два с половиной месяца) отыскали охотничий шалаш Фалалея и Обыля, где они ночевали накануне встречи со снежным человеком.
Дальше дело застопорилось. Собаки отказывались тащить нарты, ни с того, ни с сего разыгралась снежная буря. К тому же Обыль, как говорится, пошел в отказ. Мол, не было никакой охоты, а всю историю он выдумал из хвастовства. Ему грозили, уговаривали, уверяли, что дело чуть ли не государственной важности.
Обыль приуныл, но больше так ничего и не сказал. Экспедиция еще несколько дней рыскала по тайге под непрекращающимся бураном, но так ничего и не отыскала. В итоге происшествие сочли выдумкой остяков, о чем и отписали Энгельке.
Однако историю о том, как два охотника добыли в тайге снежного человека, местные жители рассказывали еще не один десяток лет.
Александр ГАВРИЛУЦЭ
Предыдущая⇐ ⇐Невеста-затворница⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒10 государственных переворотов⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru