Подвиг или бегство?

Автор: Maks Апр 1, 2023

Командуя пароходом «Веста», Николай Баранов совершил незабываемый подвиг. Но кое-кто назвал этот подвиг «постыдным бегством». Что же произошло на самом деле?

ТОРГОВОЕ СУДНО С ПУШКАМИ

Имя этого человека, ныне полузабытое, в свое время было широко известно. В его судьбе случались и взлеты, и падения, а современники относились к нему далеко не однозначно.

Николай Баранов родился в 1837 году в старинной, но небогатой дворянской семье. По окончании Морского кадетского корпуса принял участие в Крымской войне и получил первый офицерский чин. В 1869 году Баранов изобрел винтовку, которая была принята на вооружение в российском военном флоте вместо устаревших дульнозарядных ружей.

А в 1877 году началась русско-турецкая война. Военные действия велись на Кавказе и в Болгарии, поэтому большую роль играло снабжение и переброска войск по морю. Между тем воды Черного моря полностью контролировал турецкий флот.

Объяснялось это тем, что после Крымской войны Россия потеряла право держать на Черном море военные корабли. Лишь в 1871 году наша страна отказалась выполнять это положение Парижского мирного договора, но восстановить Черноморский флот в короткий срок не смогла.

В результате к началу войны с Турцией Россия имела на Черном море только два броненосца береговой обороны, по сути, являвшиеся плавучими артиллерийскими батареями, и пять устаревших пароходофрегатов. В состав турецкого флота входили 13 броненосцев и 15 пароходофрегатов новой постройки.

Еще до войны Баранов предлагал использовать быстроходные торговые суда для нападений на вражеские коммуникации. Теперь наконец командование Черноморского флота обратило внимание на это предложение. В короткий срок 12 пароходов были оснащены необходимым вооружением и получили общее название «крейсеры военного времени».

Одним из «крейсеров» было коммерческое судно «Веста», командиром которого назначили капитан-лейтенанта Баранова. На этот винтовой пароход водоизмещением 1800 тонн установили пять 152-мм мортир с корректировкой огня приборами управления навесной стрельбой, два 107-мм и одно 87-мм орудие, а также семь малокалиберных пушек.

Корпус «Весты» был деревянным, покрытым листовой сталью толщиной два сантиметра. С такой «защитой» и довольно слабой артиллерией сражаться на равных с турецкими броненосцами корабль, конечно же, не мог. Он не уступал им только в скорости хода.

Вместе с тем по вооружению «Веста» значительно превосходила военно-транспортные и торговые суда противника, для борьбы с которыми, собственно, и предназначалась.

НЕРАВНЫЙ БОЙ

Вечером 10 июля 1877 года «Веста» вышла из Одессы в свой первый крейсерский поход. Утром следующего дня в 35 милях от румынского порта Кюстенджи (ныне — Констанца) наблюдатели заметили дым. Предположив, что это мог быть пассажирский или грузовой пароход, капитан Баранов пошел на сближение. Но вскоре выяснилось, что неизвестное судно — это турецкий броненосец «Фетхи-Буленд».

Это был корабль английской постройки водоизмещением около 2800 тонн, вооруженный четырьмя 229-мм орудиями и несколькими малокалиберными пушками. Его корпус и орудия главного калибра защищала броня толщиной от 15 до 23 сантиметров, а мощная силовая установка позволяла развивать скорость хотя и ненамного, но все же большую, чем у «Весты».

«Фетхи-Буленд» дал залп. «Веста» ответила тем же, но силы были явно неравны, поэтому Баранов приказал уходить от турецкого броненосца. Однако, пользуясь преимуществом в скорости и ведя непрерывный огонь, «Фетхи-Буленд» стал настигать русский «крейсер».

Отстреливаясь из трех кормовых мортир, «Веста» маневрировала, чтобы избежать попаданий вражеских снарядов, но все же получила две пробоины: одну — в правом борту чуть выше ватерлинии, а другую — в левом и немного ниже. К счастью для русских моряков, орудия главного калибра турецкого броненосца были расположены таким образом, что вести огонь прямо по курсу могли только два из них, расположенные ближе к носу корабля, и то лишь поочередно, когда «Фетхи-Буленд» отклонялся в ту или другую сторону.

Николай БарановПостепенно более быстроходный турецкий броненосец сократил расстояние, отделявшее его от «Весты», до одного километра. Турецкие снаряды все чаще стали достигать цели. На русском «крейсере» был разбит вельбот, выведена из строя одна из кормовых мортир, поврежден прибор управления стрельбой. Экипаж понес первые потери.

На верхней палубе начался пожар. Едва с ним справились, как осколком был перебит штуртрос. Потеряв управление, «Веста» повернулась к противнику бортом.

Расстояние сократилось до 700 метров. Турки обрушили на русских моряков шквал огня, пустив в ход картечь и шрапнель. Баранов приказал готовить пароход к взрыву. Но повреждение удалось быстро устранить, и «Веста» вновь взяла курс на Одессу.

Тем временем русские матросы-артиллеристы точным выстрелом уничтожили баковое орудие противника. Но главная ставка делалась на попадание в самое слабое место «Фетхи-Буленда» — плохо защищенную, как и у многих других броненосцев, палубу.

В конце концов выпущенный из мортиры снаряд угодил в орудийный каземат турецкого корабля. Другим снарядом удалось повредить дымовую трубу. «Фетхи-Буленд» окутался облаком дыма и пара, сбавил ход, а затем повернул обратно.

Неравный бой длился более пяти часов. Потери экипажа «Весты» составили 12 человек убитыми и 28 ранеными.

ГЕРОЯ ОБВИНЯЮТ ВО ВРАНЬЕ

Российская общественность сравнивала «Весту» с бригом «Меркурий», который под командованием Александра Казарского в 1829 году одержал победу над двумя турецкими кораблями. Баранова и всех остальных офицеров повысили в звании и вручили им ордена. 12 нижних чинов получили Георгиевские кресты. Всем членам экипажа назначили пожизненные пенсии.

Однако ровно через год, 17 июля 1878 года, разразился настоящий скандал. Зиновий Рожественский, сам участвовавший в бою с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», опубликовал статью, в которой критиковал техническую отсталость российского флота и призывал к строительству броненосных кораблей.

Но скандальность заключалась в другом. Рожественский назвал подвиг «Весты» «постыдным бегством». По его словам, дело ограничилось выжиманием из паровой машины всего, что только можно, а «Фетхи-Буленд» никаких серьезных повреждений не получил.

Не вполне понятно, чем был вызван такой выпад Рожественского. Ведь именно он командовал артиллерией «Весты» в самом конце боя. Возможно, офицер просто хотел обратить на себя внимание начальства. Примечательно, что рапорт с описанием боя Баранов зачитывал всем офицерам, предлагая вносить поправки. Их мог вносить и Рожественский. Но не внес. А теперь он фактически обвинял капитана «Весты» во лжи.

Так или иначе, статья вызвала всеобщее возмущение. Морское министерство начало судебный процесс, но год спустя по каким-то причинам он был прекращен. Командиру «Весты», воспринимавшему произошедшее как личное оскорбление, предложили самому разбираться с Рожественским в гражданском суде.

Баранов сгоряча попросил об отставке, но ему отказали. Тогда он подал возглавлявшему морское ведомство великому князю Константину Николаевичу докладную записку, в которой перечислял нанесенные ему обиды. Великий князь возмутился допущенными в записке «неприличными выражениями», и по приговору военного суда Баранов был уволен со службы.

ДВА КАПИТАНА

Вопрос о том, был бой «Весты» подвигом или всего лишь бегством, до сих пор остается нерешенным. Хотя на наш взгляд, спорить тут не о чем.

У Баранова не было другого выхода, как попытаться уйти от превосходившего «Весту» по всем параметрам турецкого броненосца. В противном случае деревянный пароход был бы неминуемо расстрелян крупнокалиберными орудиями противника.

При этом «Веста» постоянно вела ответный огонь и нанесла врагу повреждения, вынудившие «Фетхи-Буленд» выйти из боя. А это значит, что по всем правилам войны победила именно «Веста».

Интересно, как сложилась дальнейшая жизнь двух капитанов — Николая Баранова и Зиновия Рожественского.

Рожественский дослужился до вице-адмирала. Во время русско-японской войны именно он командовал Второй Тихоокеанской эскадрой, потерпевшей сокрушительное поражение в Цусимском проливе. Рожественский попал в плен к японцам, а вернувшись в Россию, был отправлен под суд.

Баранов сделал вполне успешную карьеру на гражданской службе. В 1881 году, после убийства Александра II, он временно исполнял обязанности петербургского градоначальника и руководил борьбой с терроризмом. Затем его назначили губернатором, сначала в Архангельскую, а потом в Нижегородскую губернию.

В Нижнем Новгороде Баранов проработал 15 лет. Его прозвали «орлом», потому что он всегда брал ответственность на себя и горой стоял за своих подчиненных. В то же время взяток Баранов не брал и жил скромно до самой своей смерти в 1901 году.

Александр ФРОЛОВ

  Рубрика: Историческое расследование 499 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,304 сек. Потребление памяти:9.77 mb