Тайны Гроба Господня

Автор: Maks Мар 22, 2019

Гроб Господень считается главной святыней христианства. Именно с ним связано чудо Воскресения Христа, с которого, собственно, и началось победное шествие христианства. Здесь же каждый год повторяется чудо нисхождения Благодатного огня, как бы подтверждающее божественную сущность Христова учения.

Начнём с того, что Гроб Господень не является «гробом» в привычном значении этого термина — то есть ящиком для мёртвого тела, который можно было бы перемещать с места на место. Вот как описывал усыпальницу Иисуса игумен Даниил, посетивший Святые места в начале XII века: «Это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек… И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами».

Распятый и воскресший

Размеры скамьи, на которой покоилось тело Христа: длина — 2 метра, ширина — 0,8 метра и высота — 0,6 метра. Над всей высеченной в скале пещерой возвели как бы «футляр»-Кувуклию.

После падения Рима хозяевами Иерусалима были арабы, крестоносцы, османы. В 1555 году скамью-ложе Христа накрыли новой плитой. В 1809-1810 годах Кувуклию пришлось перестраивать заново после пожара, а в 1927 году — после землетрясения (укрепив снаружи стальными балками и стяжками).

Тело Иисуса находилось в этой усыпальнице меньше трёх суток. В составляющих Новый Завет четырёх Евангелиях события излагаются следующим образом.

Христос был распят на Голгофе и умер на кресте через несколько часов. Чтобы мучения не растягивались на 2-3 дня, казнённым перебивали голени, после чего, потеряв точку опоры, они умирали от удушья. Когда голени перебивали двум распятым рядом разбойникам, Иисус был уже мёртв (возможно, его добил копьём легионер Лонгин).

Пилат разрешил выдать Его тело Иосифу Аримафейскому и Никодиму. Те обвили Его пеленами и уложили в гробницу, рядом с которой остались мать Иисуса и Мария Магдалина. Иудейские первосвященники попросили у Пилата выставить у гробницы охрану. Аргумент был таков — апостолы выкрадут тело Своего учителя и будут говорить о Его воскресении. Пилат ответил им с раздражением: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете».

Какую-то охрану действительно выставили. Но воскресным утром грянул гром, сошёл ангел, могильная плита отодвинулась, а стражники поверглись в прах. Первыми пришедшие к гробу Мария Магдалина, Пётр и Иоанн увидели в усыпальнице только пелены, ставшие впоследствии ещё одной христианской святыней, известной как Туринская плащаница.

Прежде чем Он на 40-й день вознёсся на небо, Иисус явился двум Мариям, апостолам и ещё примерно пяти сотням человек.

Верующие принимают слова Евангелия как бесспорную истину. Неверующие, разумеется, выдвигают другие версии, например, в духе высказанной британским историком и писателем Робертом Грейвсом — мол, Иисус принял некий препарат, позволивший имитировать смерть, затем пришёл в себя, явился ученикам и ушёл, оставив после Себя легенду.

В 70 году войска будущего императора Тита после долгой осады взяли Иерусалим, подавив так называемое Иудейское восстание. В тонкости верований иудеев римляне не вдавались, а потому поруганию подверглись также места, связанные со смертью Иисуса. Его гробницу засыпали мусором, позже замостили камнем, а при Адриане возвели на этом месте храм Венеры.

В 313 году император Константин принял христианство, а ещё через 13 лет его мать, императрица Елена, организовала в Иерусалиме работы, в ходе которых храм Венеры снесли и построили усыпальницу Иисуса.

Тогда же, стараниями Елены, и началось создание огромного архитектурного комплекса, который на сегодня включает Голгофу, а также Кафоликон (кафедральный соборный храм Иерусалимской православной церкви), подземный храм Обретения Животворящего Христа, храм Святой Равноапостольной Елены, приделы шести христианских церквей, представляющих три ветви христианства.

Главное сооружение всего комплекса — Кувуклия, часовня размером 6 на 8 метров, возведённая непосредственно над Гробом Господним.

Верить — не верить

Именно в Кувуклии на Пасху и происходит чудо схождения Благодатного огня. Патриарх Иерусалимский, в одной рубашке и предварительно обысканный представителями других конфессий, входит внутрь часовни, откуда появляется через некоторое время с огнём, как считается, посланным самим Господом.

Вся территория комплекса жёстко разграничена между представителями христианских церквей, в соответствии с подписанным ещё в 1852 году фирманом турецкого султана. Строго определён порядок богослужений. Ни одна лампадка или икона не могут быть сдвинуты или заменены без согласования с «соседями».

Разумеется, то, что Божественный огонь даруется только православному патриарху, всегда вызывало ревность и раздражение. Но когда его отстраняли от церемонии, огонь не сходил и верующие начинали нервничать, боясь наступления конца света.

В общем, от подобных попыток отказались. Но в самой Кувуклии патриарх находится не один, а, как правило, в сопровождении нескольких «нейтральных» свидетелей, на глазах у которых склоняется в молитве перед закрывающей Гроб Господень плитой. Через какое-то время находящийся у него в руках пучок свечей вспыхивает пламенем.

Часто звучат высказывания о том, что свечи загораются от лампад, причём такие высказывания звучат как от адептов, так и от противников православия. Первые говорят не о чуде, а о церемонии с использованием лампады и носящей символичный смысл. По мнению вторых, речь идёт о «ловком фокусе», когда для возгорания свечей также используется лампада, заранее спрятанная в стене. Другие скептики пытаются объяснить «фокус», вспоминая об эффекте самовозгорания, который происходит при соприкосновении некоторых веществ с воздухом.

Здесь уже каждый сам решает — верить или не верить. Но когда в октябре 2016 года археологи начали работать в гробнице, в какой-то момент вся функционировавшая в храме измерительная аппаратура вышла из строя. Вырубил её некий мощный поток энергии неизвестного происхождения.

Последнее ложе Спасителя

Гроб Господень в ИерусалимеСтолкнулись археологи и с другими загадками.

Больше всего их удивила скамья в усыпальнице. Под накрывавшей её плитой находился слой каменных обломков, затем ещё одна плита — мраморная, с вырезанным на ней крестом, — и уже под ней сама поверхность скамьи, на которой лежало тело Христа.

Что означало это каменное крошево? Возможно, охрана отнимала у паломников осколки камня, которые они норовили унести с собой на память, и оставляла в пещере. При реконструкции 1555 года само ложе для лучшей сохранности накрыли мраморной плитой, сложили на эту плиту скопившиеся осколки и сверху накрыли ещё одной плитой — каменной.

Но самое удивительное заключалось в том, что поверхность ложа Спасителя оказалась нетронутой, а ведь её «современники» — боковые стены пещеры — были уничтожены ещё в начале I тысячелетия, при перестройке раннего храма Гроба Господня.

Археолог Фредерик Хиберт делился впечатлениями в одном из интервью: «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время».

Дальнейшие исследования показали, что скамья, на которой лежал Иисус, не имела каких-либо механических повреждений, сколов или деформаций, и при этом от неё шло удивительное благоухание.

Научные и ремонтные работы были благополучно завершены, но вряд ли их результаты могут как-либо повлиять на взгляды верующих и неверующих. Самому невероятному чуду неверующий найдёт объяснения, точно так же как верующий отвергнет самые логичные и убедительные доводы атеистов.

При этом в истории Гроба Господня есть много лакун и неясных моментов. Одна из самых интригующих тайн связана с Русью.

Разгром крестоносного «спецназа»

Считается, что самая ранняя плита, покрывавшая ложе Спасителя, была отправлена в столицу Византийской империи. Однако в 1204 году, получив рапорт от захвативших Константинополь крестоносцев, папа Иннокентий III с ужасом обнаружил, что в списке трофейных святынь эта плита отсутствует. Куда же она делась?

В одной из новгородских былин рассказывается о том, как Василий Буслаев увёз на Русь крышку Гроба Господня. Былина, конечно, произведение художественное, да Буслаева нельзя со всей ответственностью назвать лицом историческим. Но вот запись из IV Новгородской летописи, датированная «В лето 6719» (то есть в 1211 году), где говорится о персонаже, существовавшем в реальности: «Тогда же было пришёл Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Хутыни у Святого Спаса».

Итак, некий новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, вернувшись на родину через семь лет после захвата Царьграда «латинянами», привёз с собой «Гроб Господень». Логично предположить, что речь шла всё-таки не о Гробе, а о закрывавшей последнее ложе Христа плите. При разорении Царьграда бравый новгородец постарался спасти святыню от крестоносцев, в которых он (учитывая тогдашние конфликты между православными и католиками) видел не столько защитников, сколько поругателей веры Христовой.

Такое деяние требовало великой награды, и, в общем, понятно, что, постригшись в монахи, он вскоре становится настоятелем едва ли не самой почитаемой в новгородских землях Варлаамо-Хутынской обители.

Однако известие о том, что плита от Гроба Господня находится у схизматиков, конечно, дошло до «латинян» и должно было вызвать у них ярость. Не этим ли объясняется странный поход «псов-рыцарей» 1240 года, закончившийся Невской битвой? Слишком уж много вопросов он вызывает и по своей мотивации, и по немногочисленности крестоносного войска, и по огромному резонансу, который в масштабах Руси вызвала пограничная, в сущности, стычка.

Всё становится на свои места, если предположить, что отряд крестоносцев собирался не покорять Новгород, а лишь захватить важную для всего христианского мира святыню. Но, высадившись в устье Ижоры, европейский «спецназ» расслабился, а местные жители предупредили князя Александра. Тот воспользовался расслабленностью противника, нанёс внезапный удар и одержал победу, которая в глазах соплеменников воспринималась как свидетельство того, что Бог ещё не оставил Русь Святую.

Однако, учитывая, что Русь находилась под игом монголов, нарываться на дополнительные неприятности как-то не хотелось, и факт обладания столь важной святыней новгородцы старались лишний раз не афишировать.

Могло все быть именно так? А почему бы и нет?

Московский след

После 1492 года упоминания о пребывании святыни в Новгороде из летописи исчезают, но, в общем, не так сложно предположить, куда она могла деться — в Москву. И храниться, конечно, она должна была в главном соборе Кремля — Успенском.

В 1610-1612 годах в Кремле разместился польско-литовский гарнизон, предводители которого при первом же случае не преминули бы отправить подобную реликвию к себе на родину. Но, видимо, этой возможностью не воспользовались.

Историк Андрей Синельников отметил, что в современных описаниях Успенского собора фигурирует экспонат, обозначенный как «шатёр для реликвий». Надпись на нем гласит: «Божиею милостию по благословению и по повелению великого господина святейшего патриарха Филарета… при державе благоверного и благородного христолюбивого великого государя… Михаила Фёдоровича Всея Руси самодержца… в трое на десятое лето государства.. , в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решётка в соборую церковь около Гроба Господня в лето 7133 года месяца сентября 30 дня».

То есть получается, что шатёр предназначался именно для хранения крышки Гроба Господня, и в 1625 году (7133 год в надписи) она ещё имелась в наличии. Но вот куда делась потом? Виноваты ли в этом московский пожар 1812 года или богоборческая кампания большевиков в 1920-х — 1930-х?

Впрочем, не исключено, что и сегодня эта святыня хранится в Успенском соборе среди не атрибутированных — или не афишируемых — предметов.

Максим ЛУКОШКОВ

Сенсация или ошибка?

В 1980 году в иерусалимском районе Восточный Талпиот был найден склеп, который, по мнению документалиста Симхи Якобовича и автора «Титаника» Джеймса Кэмерона, является настоящей усыпальницей не только Иисуса, но и членов его семьи. В склепе находились оссуарии — каменные ящики, в которые укладывали кости усопших после того, как они иссушатся, пролежав на полке в гробнице.
Из надписей на оссуариях следует, что в них похоронены останки «Иисуса, сына Иосифа», одного из его братьев — Иосии, останки двух Марий, какого-то Мати (возможно, апостола Матфея) и человека, называемого «Иуда, сын Иисуса».


, ,   Рубрика: Историческое расследование

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,139 сек. Потребление памяти:8.38 mb