Похождения уличного потешника

Автор: Maks Сен 7, 2021

Еще сто лет назад в городах и больших селах призывные звуки шарманки и сопровождающий мелодию звонкий писклявый голосок собирали во дворах и на площадях целые толпы народа. А как же иначе, если подобные «анонсы» обещали веселое представление, главным героем которого был всеобщий любимец Петрушка.

И чтобы полюбоваться на эту немудреную куклу, спешили люди к ситцевым балаганам. На протяжении веков длинноносый «народный артист» пользовался бешеной популярностью. Не забыт он и по сей день. Мало того — сегодня его даже можно по праву считать… национальным героем.

Кто скажет правду?

Несмотря на великую славу Петрушки, ученые и историки затрудняются назвать время его появления на свет. Так, по одним данным, кукла с длинным носом веселила люд честной еще в Киевской Руси. Однако другие источники утверждают, что родился этот шут лишь в XVI веке. И скорее всего, действительно так. Ведь известно, что испокон веков простой народ в праздничные дни и во время ярмарок развлекали бродячие артисты — скоморохи, разыгрывавшие перед публикой сатирические сценки, высмеивавшие пороки общества. Естественно, представителям благородных сословий и духовенству, которым в этих комедиях отводились весьма неприятные роли, такие постановки «на злобу дня», мягко говоря, не нравились, а потому «народные артисты» постоянно имели проблемы с законом.

В первой же половине XVI века для скоморохов вообще наступили черные времена. Любое представление могло обернуться для них длительным тюремным заключением, и тогда они нашли выход из положения, придумав смешную куклу. Сегодня некоторые исследователи считают, что русский Петрушка — дальний родственник своих зарубежных «коллег»: итальянского Пульчинеллы и турецкого Карагеза, что отчасти подтверждает внешность «народного артиста». Так, его смуглое лицо и черные глаза славянскими назвать сложно, хотя наряд балаганного потешника всегда был исключительно отечественный — холщовые штаны, кумачовая рубаха с пояском и красная шапка с кисточкой.

В наши дни существует версия, объясняющая необычный облик звезды балаганов. Она предполагает, что Петрушка задумывался вовсе не как «земной» персонаж, а как некая сущность, обитающая сразу в нескольких мирах. Так, у артиста появились огромный нос, четыре пальца на руках, невероятно широкий рот и пронзительный голос (нужную тональность звука обеспечивал специальный свисток — пищик — во рту кукольника). Вот потому-то «партнерами» Петрушки по сцене нередко выступали бог, святые, черт и даже смерть. И это вовсе не случайно, ведь так художественным руководителям артиста проще было отвечать перед законом за острые шутки своего подопечного. Мол, что вы хотите от куклы, да еще и из другого мира!

Балагур с «пачпортом»

Изначально у этой куклы было немало театральных псевдонимов: Ванька Рататуй, Самоваров и многие другие. А вот Петрушкой уличный балагур стал только в XVIII столетии. Имеются две версии получения «звездой» своего знаменитого имени. Одна из них гласит, что названа была кукла в честь любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро Педрилло, итальянца по происхождению, который стал популярен в народе благодаря своей звучной фамилии. Да и судьба этого иностранца поистине интересна.

Уроженец Неаполя Пьетро прибыл ко двору русской царицы в качестве музыканта, однако его острый язык и нескромные шутки быстро настроили против него важных вельмож. Дабы избежать мести высокородных врагов, итальянец обратился за помощью к Бирону, фавориту правительницы, и тот предложил Пьетро… стать шутом, дабы легально высмеивать своих недоброжелателей. Педрилло последовал совету герцога и вскоре заслужил расположение и покровительство императрицы, которая обожала его остроты и каверзы. После смерти Анны Иоанновны неаполитанец вернулся на родину сказочно богатым человеком, а в России его имя в качестве псевдонима взял народный насмешник.

Петрушка - Пётр Иванович УксусовСогласно же второй версии, Петрушка однажды сам представился публике. Так, во время сценки с городовым страж порядка попытался арестовать балагура — мол, у того «и пачпорта-то нет!». Вот только на обвинение представителя закона потешник бойко ответил: «Есть! По пачпорту я Петр Иванович Уксусов!»

Талант и поклонники

В том же XVIII столетии народного любимца нередко стали приглашать для выступления в дома знати и богатых купцов. Правда, во время таких «гастролей» Петрушке приходилось вести себя прилично: не допускать непристойных жестов и излишне дерзких шуток, не слишком откровенно «ухаживать» за своими партнершами и еще — не убивать оппонентов в ходе представления, а только прогонять их прочь. Ведь как бы там ни было, люди образованные по-разному относились к таланту Петра Ивановича, о чем свидетельствуют исторические источники.

Так, немецкий историк XVII века Адам Олеарий, побывавший на одном из уличных представлений русской звезды, был буквально поражен его фривольностью. Впоследствии в «Путешествии по Московии» он отметил: «Подобные срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям».

Спустя несколько столетий, в XIX веке, подобного мнения придерживался и князь Иван Долгорукий, оставивший в своем дневнике на представление с Петрушкой такую «рецензию»: «Изо всех сих забав мне случилось зайти на одну кукольную комедию. Описывать нечего: всякой видал, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кои смотрят. Гудочник пищит на скрыпке; содержатель, выпуская кукол, ведет за них разговор, наполненный всякой чепухой. Куклы, между тем, щелкают лбами, а зрители хохочут и очень счастливы. Всегда мне странным казалось, что на подобных игрищах представляют монаха и делают из него посмешище. Кукольной комедии не бывает без рясы».

А вот писатель Максим Горький Петрушкой откровенно восхищался и отзывался о нем так: «Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

Веселый человечек

В XIX веке Петрушка достиг пика своей популярности. Без него не обходилась ни одна ярмарка, а в городах спектакли с участием шутника-острослова пользовались невероятным успехом. Вот только после начала Первой мировой войны интерес людей к балагуру и насмешнику заметно угас, и, чтобы выжить, кукольникам пришлось выступать на детских праздниках, где, естественно, представления Петра Ивановича стали утрачивать свою самобытность. Ведь здесь ни о каких сценках «на злобу дня» и острых шуточках, приправленных крепкими словечками, не могло быть и речи.

В советское же время Петрушка окончательно стал исключительно детским персонажем, перебравшись с улиц в кукольные театры. Причем народный потешник и здесь пользовался всеобщей любовью, ведь неслучайно же он порою становился героем пьес, написанных специально для него. Так, в 1927 году состоялась премьера одной из них. Эта пьеса, созданная Самуилом Маршаком, рассказывала о приключениях Петрушки в советской России, а в ее финальном акте бывший народный острослов окончательно перевоспитывался и начинал вести жизнь благовоспитанного гражданина.

Когда же в 1956 году появился советский журнал «Веселые картинки» для самых юных читателей, Петр Иванович Уксусов вступил в клуб «Веселых человечков», постоянных героев рассказов и комиксов, публиковавшихся в этом издании. Здесь же «коллегами» бывшего уличного насмешника стали Буратино, Карандаш, Незнайка и многие другие любимые персонажи популярных книг для детей.

Сегодня в России снова появляются кукольники-петрушечники, пытающиеся возродить традиции отечественного народного театра и вернуть былое амплуа господину Уксусову. Вот только станет ли Петр Иванович столь же популярным, как раньше, увы, пока неизвестно.

Елена ТАНИНА

Загадки истории » Праздники, нравы и традиции » Похождения уличного потешника

, , ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 57 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,664 сек. Потребление памяти:11 mb