Повелители русалок и чертей

Автор: Maks Дек 25, 2020

Когда после Гражданской войны к большевикам перешла огромная страна, в тысячах деревень и сел мало что изменилось. Люди здесь еще долго ходили в лаптях, жили натуральным хозяйством и искренне верили в существование Бога и черта. Соответственно, имелись в деревнях и свои колдуны, которых в разных областях называли веретниками.

Стремясь изучить влияние потусторонних сил на человека, в 1921 году в ОГПУ был создан спецотдел под руководством Глеба Бокия. Отдел собирал информацию о различных сектах и мистических течениях: от старообрядцев и искателей Беловодья до странствующих дервишей в мусульманских регионах. Сбор информации осуществлялся под видом этнографических экспедиций, куда входили представители ОГПУ, а позднее — НКВД.

Заповедник колдунов

Одна из таких групп из ленинградского Музея этнографии и антропологии в 1928 году направилась в Боровический уезд Новгородской области. Здесь, по информации чекистов, наблюдалась высокая концентрация колдунов, называемых населением веретниками.

Еще в Ленинграде этнографы получили информацию с мест, собранную компетентными органами. Местные крестьяне считали веретников колдунами, обладающими очень сильным и недобрым взглядом. Такой колдун мог легко сглазить любого. Наученные опытом предков, крестьяне нередко падали на колени и начинали кричать: «Прости меня! Не буду на тебя ругаться и бить, только вынь колдовство свое!» Как правило, колдун не делал этого, а разворачивался и уходил. А человек ощущал ломоту в теле, у него начинало болеть сердце, а конечности тяжелели.

Считалось, что сильный веретник в случае обиды мог извести целую деревню за месяц, вместе со скотом. Но для такого нужно было очень сильно обидеть колдуна. Обычно местные жители старались дружить с ними и даже приглашали их на свадьбы. Ведь те могли лечить, приворожить кого надо или навести порчу на скот соседа. А вот если колдуна побили или изгнали с праздника, то тогда можно было ждать масштабной беды.

По поверью, веретника можно было идентифицировать, используя разные магические приемы. Так, в деревнях считалось, что колдун, в отличие от вампира, имел две тени. А если на колдуна невзначай направить нож лезвием к сердцу, то он, выругавшись, поспешит уйти. В отдельных деревнях этот метод усложняли — клали нож острием кверху и читали воскресную молитву «Да воскреснет Бог…», но обязательно с конца. Тогда веретник или зарыдает, или начнет грязно ругаться. Также был способ не только узнать, но и призвать местного колдуна. Для этого нужно было в течение всего Великого поста каждый понедельник колоть дрова и каждый раз складывать несколько щепок на чердак, а утром на Пасху из этих щепок затопить печку. Если в течение горения кто-то явится в дом и попросит огня, то это и был колдун. Предание советовало обязательно дать ему огня, чтобы «не было беды».

Пакости от нечистого

Веретники на РусиСвои сочинения и измышления о колдунах-веретниках оставили также православные священники и монахи. Все они, тоже под видом этнографических записок, были собраны членами экспедиции. Так, настоятель одного из храмов Боровического уезда отец Фотий в записках на рубеже XIX-XX веков писал, что у «большинства местных колдунов спутанные длинные волосы, а глаза безумные и навыкате». Считалось, что веретники подписывали кровью договор о служении темным силам, точнее — «Троице ада» и чертям. Взамен они получали помощь от темных сил в виде сверхъестественных способностей, а также помощников.

Ими могли быть черти, кикиморы, русалки. В других случаях это были существа под видом животных — черной кошки или собаки, жабы, змеи, барана. Свое название «веретники» колдуны получили от слова «веретено», так как, по легенде, этими колдунами все время вертели черти, чтобы они умножали зло и беды. И даже посвящение в колдуны веретники проходили, проходя через символическое веретено. После посвящения веретник обязан был ежесуточно делать зло людям, если же этого не происходило, у него начинались проблемы со здоровьем — болели голова, зубы, начинался зуд. С другой стороны, веретник, живущий на окраине деревни, не мог разгуляться по полной, ибо доведенные до отчаяния крестьяне запросто могли спалить его вместе с домом.

Считалось, что выявить тайного колдуна можно на Петров день — 29 июня. Для этого нужно было надеть новые колеса для телеги на палку и катить их сзади дворов. Там, где живет чародей, колесо развалится само собой, а если его остатки тотчас сжечь на перекрестке, то колдун начнет истошно вопить от жуткой боли. Впрочем, делать это следовало осторожно, ибо все колдуны были злопамятны и опасны.

Сомнительный дар

Ленинградские этнографы собрали сведения, что крестьяне делят веретников на две категории: «вольных» и «невольных». Первые осознанно пошли на сделку с дьяволом, и для них уже не может быть спасения после смерти. Вторые стали таковыми против своей воли. Например, человек мог получить колдовскую силу невзначай: умирающий колдун силой передал ему эту способность. Таких колдунов церковь могла отмолить у чертей, но после искреннего покаяния.

Также выделяли наследственных колдунов. Ими становились люди, родившиеся от связи женщины и злого духа; внебрачный в третьем поколении ребенок и ребенок, родившийся тринадцатым после 12 девок у одной матери. Считалось, что наследственный колдун сильнее остальных и может повелевать разной нечистью — русалками, домовыми, лешими.

Перед смертью любой колдун стремился передать дар кому-либо из потомков, он просто прикасался к человеку и говорил: «Передаю тебе свою силу». Зная об этом, родные старались не подходить к ложу умиравшего веретника. Если тот просил пить, ковш с водой ставили так, чтобы тот мог до него дотянуться, но не до руки дающего. В одном из сел этнографы услышали, что умирающий колдун подозвал к себе соседскую девушку и сказал ей: «На тебе!» Но та, предупрежденная о таком случае, не растерялась. «Отдай тому, у кого взял!» — отзеркалила она, и колдун заскрипел зубами и посинел. На шум вошла его племянница, и он схватил уже ее руку и прошептал: «На тебе на память!», после чего закрыл глаза и умер. Через месяц племянница почувствовала изменения в себе и начала колдовать.

Интересен случай, произошедший в сентября 1928 года с членом экспедиции Юрием Гущиным. Крестьяне ему рассказали о местном веретнике, но добавили, что старик уже плох и его давно не видели, может, и помер. Гущин постучал в избу и увидел на топчане старого человека с длинными седыми волосами и бородой. Начав его расспрашивать о колдовстве, Гущин заметил, как тот оживился и рассказал, что ему некому передать свой дар. Один сын служит в Красной армии, другой знать не хочет ничего о колдовстве. Мол, милый человек, может, ты станешь наследником моим?! Гущин, будучи атеистом, отказался, а когда старик стал плеваться и шептать заклинания, поспешил прочь. Впрочем, еще до того как покинуть избу, он услышал: «Передаю тебе свою силу, кто поднимет, тому и достанется дар мой». После чего длинная палка полетела через окно на дорогу.

Все материалы, собранные ленинградскими этнографами в Новгородской области, были изъяты чекистами.

Прохор ЕЖОВ

НА СЛУЖБЕ У НАЦИСТОВ?

Начальник спецотдела НКВД Бокий был расстрелян в ноябре 1937 года. После его смерти часть засекреченной информации «всплыла» в нацистской Германии, где ею воспользовалась «Аненербе». По просьбе «Аненербе» абвер разыскивал среди миллионов советских военнопленных участников тайных экспедиций или сотрудников отдела Бокия. Впрочем, о результатах такой деятельности не сохранилось никаких документов.

Загадки истории » Праздники, нравы и традиции » Повелители русалок и чертей

, , ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 8 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:0,179 сек. Потребление памяти:7.43 mb