Протоколы римских мудрецов
Католическая церковь после Великого раскола христианства в 1054 году всегда стремилась обрести статус Вселенской. Разумеется, за счет поглощения других религий. Коснулось это и православных земель, часть из которых в конце XVI века присягнула на верность Риму.
Реформация нанесла сокрушительный удар по Ватикану, значительно урезав сферу его духовного влияния. От католицизма отпали важные европейские регионы. Чтобы восстановиться, католическая церковь, с одной стороны, активизировала процесс Контрреформации, а с другой — обратила свой взор на восточные православные территории, надеясь за их счет пополнить численность своей паствы. Одним из результатов такого прозелитизма стала Брестская уния 1596 года.
Кнут и пряник
Основным проводником интересов Ватикана в Восточной Европе стала Речь Посполитая, образованная в результате Люблинской унии 1569 года между языческо-православной Литвой и католической Польшей. Западное христианство стало распространяться среди литовцев. Но если язычников склоняли к непосредственному крещению в католической церкви, то от православных требовалось только признать власть папы римского — при этом речи о переходе в латинский обряд не шло. Тем же, кто переходил в католицизм, власти Речи Посполитой даровали право земельного владения практически без всякого ограничения.
Чтобы проверить прочность убеждений православных иерархов, Речь Посполитая исполнила на своей территории одно из решений Ферраро-Флорентийского собора 1438-1445 годов, уравняв в правах духовенство обеих конфессий.
Но вскоре все изменилось. Как раз на это время пришелся пик Реформации, и Речь Посполитую стали наполнять протестанты. От католической церкви требовалось срочно укрепить свои позиции. Пряник сменился кнутом. Тогдашний король Речи Посполитой Стефан Баторий начал активно использовать свое право назначения церковных иерархов, в том числе и православных. В их ряды он сознательно избирал неблагочестивых мирян, которых более заботила не паства, а собственное благосостояние. Они вызывали неприязнь у православных, увеличивая число сторонников заключения унии с католицизмом.
Против кого дружим?
В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II посетил Речь Посполитую и поразился упадку местных православных органов. Обвинив большинство иерархов в разврате, он установил правило, по которому все архиерейские кафедры могли занимать исключительно монахи. Это вызвало недовольство церковных иерархов в некоторых западнорусских епархиях.
Вскоре они возобновили традицию местных соборов, которые не проводились почти 100 лет. На одном из них, в 1590 году, иерархи послали королю Речи Посполитой Сигизмунду III прошение принять их под власть папы римского, признавая его «единым верховным пастырем и истинным наместником святого Петра». О готовности принять католические догматы речь не шла, их интересовали лишь сохранение своих должностей и защита от санкций со стороны Константинопольского патриарха. Но Сигизмунду этого было достаточно, и в своем ответе он гарантировал епархиям сохранение их церковного уклада и структуры.
Процесс заключения унии начался в 1595 году. Рим признавал за западнорусскими епархиями сохранение восточной литургии и церковно-славянского языка богослужений и гарантировал свое невмешательство в дело назначения епископов. Но догмы католицизма все же пришлось принять.
6 октября 1596 года в Бресте открылся собор, в котором принимали участие киевский митрополит Михаил Рогоза, а также епископы из Луцка, Пинска, Полоцка и других городов. Совместно с папскими послами 9 октября они приняли акт об унии. Так появились понятия «грекокатолицизм» и «униаты». Возник очень важный прецедент объединения православной и католической церквей посредством создания «нулевого варианта» в виде грекокатолических структур.
Но проблему с притеснениями «бывших православных» уния не решила. Обострился национальный конфликт, во время которого поляки-католики всячески принижали статус белорусов-католиков и украинцев-католиков. В немалой степени именно это способствовало росту протестных настроений, которые вылились в известное восстание Богдана Хмельницкого, в результате которого Речь Посполитая потеряла Левобережную Украину, а Рим — возможность подмять под себя православное население этих территорий.
Станислав ОСТРОВСКИЙ
Предыдущая⇐ ⇐Корабль верных⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Трон Ивана Грозного⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru