Святой из Дакшинешвара

Автор: Maks Май 28, 2021

Как правило, о жизни индийских философов и реформаторов религиозных учений нам известны только разрозненные факты. Биография Рамакришны, напротив, фактами изобилует. Подробное жизнеописание Рамакришны, признанного святым, создали англичане. И неудивительно: Индия в те времена была английской колонией.

Человек, которому в будущем было суждено стать «иконой Индии», родился 18 февраля 1836 года в бенгальской деревушке Камарпукур, недалеко от городка Арамбага. К юго-востоку от нее лежали руины Гар Мандарана и древнего храма Шивы, овеянные легендами. Да и саму деревеньку точно не затронуло течение времени — в ней все так же простирались рисовые поля, поднимались манговые сады, высились пальмы, лениво колыхалась в прудах вода, а мертвецов торжественно предавали огню. Как и века тому назад. Семья Рамакришны, хоть и считалась бедной, принадлежала к высшей касте браминов, так что пользовалась в деревне большим уважением.

Брамин, потомок браминов

Поскольку отец семейства Худдирам Чаттопадхьяй был служителем культа Рамы, то и детям он давал соответствующие имена — старший брат, например, был назван Рамкумаром, другой ребенок — Рамешваром, а этот младенец получил имя Рамакришна. По преданию, Худдираму приснился вещий сон — будто его сын будет реинкарнацией бога Вишну. А матери приснилось, что поток света из храма бога Шивы входит в ее чрево. Так что можно сказать, младенец еще до рождения был отмечен знаками свыше. Разумеется, родители относились к нему как к дару богов. Рано или поздно божественная природа, заключенная в его теле, должна была проявиться. И этого ожидали смиренно и терпеливо. И однажды, гуляя по рисовому полю, шестилетний Рамакришна увидел плывущих в предгрозовом небе журавлей. И впал в настоящий экстаз. Потом такие переживания стали возникать чаще — и во время поклонения богам, и во время праздничных постановок, где он изображал Шиву.

Обучение юный брамин получил крайне хаотичное. Чему-то его учил отец, чему-то учила школа, которую он не любил и посещал нерегулярно, растянув процесс овладевания науками на 12 лет, но больше всего он почерпнул из общения с паломниками, отшельниками, монахами и исполнителями пуран (тексты древнеиндийской литературы на санскрите). Вместо точных наук и естествознания он делал большие успехи в изучении вед, Махабхараты, Рамаяны, Бхагавадгиты. Неграмотным он тоже не остался — умел и читать, и писать на бенгали. Отец Рамакришны этих успехов сына уже не увидел. Он умер, когда мальчику было семь лет. Воспитанием Рамакришны занимался Рамкумар, который решил готовить его к духовной стезе.

И основания были — его брат был восприимчивым и податливым, как воск. Он только о богах и думал.

А Рамкумар думал, как выжить семье после смерти ее главы. Поэтому он перебрался в большой и шумный город Калькутту, где открыл собственную школу санскрита и стал священнослужителем. Когда Рамакришне исполнилось 16 лет, Рамкумар забрал его к себе — прислуживать во время совершения ритуалов.

В 1855 году Рамкумар получил место священника в только что открытом в храме Дакшинешвара (расположен недалеко от Калькутты), посвященном богине Кали. Рамакришну и своего племянника Хридая Рамкумар сделал своими помощниками. Рамакришне даже доверили подготовить оформление храма к большому празднику. Но старший брат руководил храмом всего год. Неожиданно он умер. Так Рамакришна стал его преемником.

Служитель богини Кали

РамакришнаКали в Бенгалии была чуть ли не самым почитаемым божеством. Многорукая, с пылающими очами и соблазнительными формами, она считается богиней смерти, но в то же время разрушительницей всякого зла и защитницей невинных душ. Храм, который возвели для нее в Калькутте на деньги благотворительницы Рани Рашмони, был огромен и великолепен. Он стоял на высокой платформе, увенчанный девятью шпилями, а в главной зале высилась статуя богини. Она танцевала на животе своего супруга Шивы, лежавшего на тысячелепестковом лотосе из чистого серебра.

И тут молодого брамина стали одолевать видения. Тяжело переживая смерть Рамкумара, он подолгу стоял на коленях перед статуей Кали. И в конце концов стал воспринимать ее как мать. Кали предлагала ему самый легкий способ избавиться от земной оболочки. И однажды, после многодневных молитв, Рамакришна бросился в соседний зал за висевшим на стене мечом и… вдруг увидел богиню в сиянии и во плоти, и его окатила волна света. Меч был забыт, но ощущение осталось, словно брамин вдруг прорвался за границу сознания.

Поскольку, как видели родные, в этом мире Рамакришну не удерживало больше ничего, его немедленно решили женить. Выбор пал на пяти или семилетнюю девочку Сарадамани из соседней с Камарпукуром деревни. Теперь у Рамакришны была ответственность перед женой, хотя настоящими супругами эта пара не стала никогда. Сарадамани воспитывалась при храме, провела в 14 лет целых три месяца рядом со своим «супругом», но сексуальных отношений между ними не было. Более того, в 18 лет она превратилась в его верную последовательницу и ученицу. Рамакришне к тому времени исполнился уже 36 лет, и он принял монашескую степень санньяси.

В поисках истины

После заключения странного брака Рамакришна перестал грезить о самоубийстве и взялся за изучение всех известных в Индии учений и практик, включая ислам и христианство. На каждую из них он тратил совсем немного времени. Начал с поклонения Раме и вскоре почувствовал, как Рама вошел в него и слился в божественном экстазе с телом своей супруги Ситы. Потом Рамакришна перешел к изучению бенгальского вайшнавизма и медитировал на окаменевшие раковины-шилы. А в 1861 году под руководством учителя Бхайрави стал осваивать тантру, чтобы увидеть во всех проявлениях мира, даже самых отвратительных и нечестивых, проявление космической силы шакти.

На каждую из 64 садхан тантры он затрачивал всего по три дня, чуть больше на вамачару — путь левой руки, требующий преодолеть природное отвращение от поедания несъедобного и достичь просветления через ритуальный секс. Последнее, впрочем, ему не понравилось, отказался он и от необходимого употребления мяса и вина. Но к 1863 году курс тантры был пройден полностью.

В 1864 году он стал заниматься под руководством вишнаитского учителя Джатадхари и освоил практику ватсалья-бхавы, медитируя без отдыха перед бронзовым Рамой, пока не почувствовал его как живого бога. Потом пришло время мадхура-пхавы — полного истребления сексуального желания, которое, как известно, мешает очищению мозгов. Рамакришна стал переодеваться в женскую одежду, обвешиваться побрякушками, надевать на голову платок и уподобляться Кали, а Сарадамани молилась рядом с ним. В конце концов он достиг самадхи и полностью слился с Кришной.

В 1865 году странствующий монах Тота Пури обучил его Адвайта-веданте. На этой ступени просветления весь мир воспринимается как иллюзия, реален только брахма, воспринимаемый как философское понятие. Рамакришна вошел в состояние медитации и оставался в нем на протяжении шести месяцев, не ощущая собственного тела. Следующим этапом было бы, конечно, полное избавление от тела, но тут богиня Кали вмешалась и приказала ему оставаться в бхавамукхе — то есть на границе самадхи. И Рамакришна понял, что должен учить людей.

В 1866 году он заинтересовался практиками исламских суфиев и даже три дня возносил мусульманские молитвы, пока не увидел светящуюся фигуру — то был Мухаммед.

В 1873 году, после того как ему прочли Новый Завет, Рамакришну привлекло христианство. Ему даже не хотелось идти в храм Кали, а когда он медитировал на образ Мадонны с младенцем, изображение стало живым, и он увидел, как сливается с телом Иисуса.

В результате этих опытов с расширением сознания он понял одно: все религиозные учения ведут к одному — познанию божественной природы мира. Существует только безграничный океан сознания. Все сущее рождается в нем, в нем же исчезает. Как волны, набегающие из океана, возвращаются в океан. Бог един, он живет во всем сущем. А человеку, желающему найти истину, нужно всего лишь творить добро и не делать зла. Этому он и стал учить своих последователей.

Рамакришна умер в 1886 году от рака горла. Рядом с ним были его ученики и жена. До последнего часа он давал им наставления, даже когда уже почти не мог говорить. Они записали его учение и распространили по всему миру. И в тихую деревушку Камарпукур потянулись почитатели и последователи.

В 1951 году там построили храм Бхагавана Шри Рамакришны и установили в нем мраморную статую.

Елена ФИЛИМОНОВА

Загадки истории » Религии мира » Святой из Дакшинешвара

, , , ,   Рубрика: Религии мира 137 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:31. Время генерации:1,397 сек. Потребление памяти:10.32 mb