В кольце Саянских гор

Автор: Maks Янв 24, 2022

Тувинцы живут на довольно обособленной, изолированной от остального мира территории в кольце Саянских гор. Общая численность этого народа — около 300 тысяч человек.

ПЛЕМЕНА ТУБА

Пятнадцать тысяч лет назад часть племен, мигрировавших из Восточной Сибири, осела на территории Саянских гор. Другая часть перешла по существовавшему тогда перешейку из Азии в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен. Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков.

Тувинская народность начала формироваться в конце первого тысячелетия нашей эры. В то время на территории современной Тувы обитали разрозненные племена, а в горно-таежной — восточной части региона появились тюркоязычные племена туба. Впоследствии этноним туба (тыва) стал общим для всех тувинцев.

С VI века территория Тувы входила в Тюркский каганат. В конце VIII века его сокрушили уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз — Уйгурский каганат. Часть уйгуров смешалась в Туве с местными племенами и оказала решающее влияние на формирование тувинского языка. Столетие спустя территорию Тувы захватили енисейские кыргызы, которые также быстро ассимилировались с местным населением.

В XIII-XIV веках эта территория была под властью монгольских ханов. Существует версия, что мать Чингисхана родилась именно среди Саянских гор. После распада Монгольской империи тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В середине XVIII века их захватили войска Цинской империи, и тувинцы попали под власть Китая.

С 1860 года российским и китайским купцам была разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Они не преминули этим воспользоваться, беззастенчиво обирая наивных аборигенов, продавая им товары по завышенным ценам. В это же время началось активное освоение земель русскими переселенцами. Все это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды.

В 1914 году Тува была принята под протекторат Российской империи. Впрочем, империя вскоре рухнула, и появилось независимое государство — Тувинская Народная Республика (ТНР). Она была признана Советским Союзом, но не остальным миром, продолжавшим считать Туву частью Китая.

В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт. Республика отдала на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в Туве березы. Привычные к спартанскому быту тувинцы отличались храбростью, отчаянно сражались, стали настоящей грозой фашистов. Прославился в боях с врагами легендарный минометный расчет братьев Шумовых, родившихся в Туве. Эти сибирские богатыри героически защищали осажденный Ленинград.

В 1944 году ТНР вошла в состав СССР, с 1993 года — Республика Тыва в составе Российской Федерации.

ПИР НА ВЕСЬ МИР

Народность тувинцыТувинцев относят к североазиатской расе. Для них характерен средний рост, черные жесткие волосы, темные глаза, слабая растительность на лице и теле, широкое и высокое лицо, слабо выступающий нос.

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Они всегда отличались храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день народ этой страны, затерянной среди отрогов Саян, склонен к обособлению, неприятию чужаков.

До XX столетия тувинцы жили общинами — семейно-родственными группами, включавшими обычно от трех до пяти-шести семей (семья отца и семьи его женатых сыновей с детьми), которые совместно кочевали. В летнее время они объединялись в более крупные соседские общины.

Преобладающий тип семьи — моногамный, но богатые тувинцы, владеющие большими стадами, имели несколько жен. Девушки могли выходить замуж с 15 лет, причем свадьба, по традиции, игралась лишь на нечетном году жизни невесты: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл.

Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались и «люлечные» свадьбы. Когда невеста достигала возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родственники девушки принимали калым, в ответ устраивая пир длиной в сутки. Застолье заканчивалось назначением даты свадьбы.

Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал (стойбище, поселение; то же, что аул) жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.

Перед отъездом девушки из дома ее родители готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. Приданое не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни. В новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.

Тувинцы стремились к многодетности, считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники или соседи.

НОВЫЙ ГОД — ШАГАА

Выделяют две этнографические группы тувинцев — западные и восточные. Они существенно отличались по роду занятий. Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники. Они кочевали в горной местности Восточных Саян, охотились на пушных и копытных зверей. Шкуры продавали, а также использовали для шитья одежды и обустройства жилища.

Западные тувинцы — скотоводы. Они кочевали в равнинных и предгорных западных районах, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом. К началу XX века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока юрты, коврики и матрацы. Женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.

Тувинцы верили, что окружающий мир населен духами-хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Важную роль в жизни народа играли шаманы. И до сих пор к ним ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату.

В XIII-XIV веках в регион проник буддизм из Тибета, ныне переживающий возрождение. Впрочем, с момента прихода в Туву ламы вполне терпимо относились к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, а часть праздников — в религиозный календарь.

В тувинский Новый год -Шагаа — в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сладостей и мяса.

Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью ложки с девятью отверстиями (тоскарак) тувинцы «окропляют небо», разбрызгивая вверх соленый чай или молоко.

ПОЮЩИЕ ГОРЛОМ

Национальным достоянием тувинцев по праву считается уникальное горловое пение — хоомей. Исполнители добиваются звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы. Это не только сложно, но и небезопасно для здоровья. Из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы часто болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.

Горловое пение зародилось в пустынных полях, где юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание человека, а также на животных. Знаменитого былинного персонажа Соловья-разбойника, убивавшего врагов громогласным свистом, можно назвать хоомейджи — мастером горлового пения.

Тувинцы — талантливый народ. В число известных уроженцев Республики Тыва входят Монгуш Буян-Бадыргы — государственный деятель, основатель тувинской государственности, Тулуш Кечил-оол — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, командир Тувинского добровольческого кавалерийского эскадрона, Степан Сарыг-оол — прозаик, поэт, драматург, переводчик, народный писатель Тувы, один из основоположников тувинской литературы. Самый известный тувинец в настоящее время — министр обороны России Сергей Шойгу.

Николай МЕДВЕДЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 600 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,139 сек. Потребление памяти:11.57 mb