Бабьи каши — праздник повитух

Автор: Maks Июл 28, 2022

8 января, в первый день празднования Рождества Христова, Православная церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы. В русских деревнях, селах, а также небольших городах это время считалось особенным. Там в заветный праздник было принято чествовать повитух и собираться у них в доме на Бабьи каши.

Особая профессия

Этот обычай берет свое начало в глубокой древности, что вовсе не случайно. Веками профессия повитухи, или повивальной бабки (акушерки), на Руси считалась особенной, к которой допускались не многие. Сегодня женщины, привыкшие к комфортному медицинскому обслуживанию и родильным домам, даже не догадываются, как непросто было их беременным прапрабабушкам, жившим в глухих деревушках. Ведь еще в начале XX века там о фельдшерско-акушерских пунктах никто и не слышал, а до ближайшего города порою надо было добираться на лошади не один десяток верст. Вот и приходилось роженицам уповать на помощь местных повивальных бабок.

Считалось, что повитухой может стать замужняя женщина в годах, родившая не одного ребенка, обладающая безупречной репутацией, ни разу не изменявшая мужу, со спокойным, но твердым характером. Эти личные качества играли не последнюю роль, ведь еще сто лет назад люди верили, что от характера повитухи напрямую зависит судьба новорожденного, а потому вряд ли кто подпустил бы к роженице склочную тетку, да к тому же еще и неразборчивую в связях. Кроме того, повитуха должна была разбираться в травах, уметь готовить из них необходимые снадобья и знать множество молитв и заговоров на любой случай жизни. Повивальные бабки, приняв ребеночка, должны были уметь при случае вправить ему врожденный вывих или оказать какую-либо другую неотложную помощь.

Нельзя отказать!

А вот жизнь повитухи трудно было назвать спокойной. Еще сто лет назад семьи в русских деревнях были многолюдны, дети рождались довольно часто, а потому пригласить ее на роды люди могли в любое время дня и ночи. Отказываться от таких приглашений было нельзя! Ведь считалось, что если в этом случае с роженицей или младенцем случится беда, то виновата в этом будет повивальная бабка, не оказавшая необходимую помощь. А потому в жару, ливень или мороз повитухи шли к роженицам, невзирая на свое собственное самочувствие.

За свои труды эти добрые женщины получали не много. Зачастую с ними расплачивались «натурой» — мукой, маслом или холстом, так как деньги в то время водились далеко не у всех крестьян. Но зато в случае неудачных родов жаловаться на повивальную бабку и призывать ее к ответу было не принято. Тогда люди верили, что жизнь каждого человека в руках Господа, а потому только Он решает: кому жить, а кому умереть, и повитуха — всего лишь свидетель свершившегося несчастья. А вот «знаком качества» ее работы являлись здоровые и крепкие ребятишки. Ведь не зря же наши предки говорили, что «бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя», и эта поговорка родилась не случайно.

Так, считалось, что между ребеночком и принявшей его при родах женщиной образуется некая духовная связь. А по-тому-то она являлась почетным гостем на всех важных событиях в его жизни: крестинах, свадьбе или проводах в армию.

А вот помогать женщинам избавляться от нежелательной беременности повитухам было строго запрещено. И разжалобить их не могли ни слезы, ни мольбы, ни обещание солидных гонораров. Ведь в этом случае повивальная бабка не только брала на себя ответственность за гибель ребенка, но и навсегда лишалась своей безупречной репутации.

Как заглянуть в будущее?

Бабьи кашиИ хотя праздник Бабьи каши был известен еще до прихода на Русь христианства, постепенно его традиции перемешались с церковными. Так, рано утром 8 января деревенские женщины пекли пироги и блины для подарка повитухе, а затем спешили в храм, дабы освятить свое угощение. Здесь заказывали молебен иконе «Блаженное чрево» и молились святой Соломее, которая, по преданию, помогла Богородице при родах.

Повивальные бабки тоже готовились к приему гостей. В два часа ночи они принимались варить некую ритуальную кашу из хорошей крупы, с молоком, маслом и яйцами. Причем стряпалось это угощение в огромном горшке (а то и не одном), потому как его должно было хватить на всех пришедших на праздник в дом повитухи. Заветная каша готовилась с наговором и молитвами, и считалось, что она… может предсказать будущее. Так, если крупа хорошо разваривалась и «вылезала» из горшка, это сулило урожайный год и всеобщее благоденствие. Ну а «ленивая» каша обещала всему селу огромные неприятности. Правда, считалось, что бед можно избежать, если утопить незадачливую «пророчицу» в проруби вместе с горшком. Поступали так повитухи или нет, о том история умалчивает, однако пришедших к ним в дом гостей на столе всегда ждало заветное угощение.

На Бабьи каши за столом собирались только женщины, мужчинам на эти посиделки был вход заказан, допускались туда только маленькие мальчики. Гостьи зачастую приводили с собой детей от года до трех лет. Дело в том, что в ходе этого праздника проводились определенные обряды, помогающие детишкам побыстрее приобщиться к жизни. Так, над головой низкорослого малыша повитуха поднимала горшок с кашей, читала заговор, а потом говорила: «Расти высоко высоко!». Все верили, что благодаря этим нехитрым действиям коротышка вскоре сравняется в росте со своими сверстниками. Ну а если ребеночек долго не ходит, повивальная бабка связывала его ножки веревочкой из конопли, а его старшим братьям и сестрам вручала полную миску каши.

Ребята должны были пойти на улицу, там съесть угощение, а после посадить в опустевшую посуду пойманных во дворе петуха или курицу (в зависимости от пола ребенка). После этого повитуха ножом перерезала веревочку, и ребенок, если все было сделано правильно, начинал ходить. Кроме того, в гостях у повитухи женщины готовили некие куклы-обереги, помогающие их чадам крепко спать ночью и хранящие дом от происков нечистой силы.

«С вечера до белого света»

Когда все дела были окончены, женщины принимались за угощение. Причем богатству их стола можно было позавидовать. Ведь в дом повитухи гостьи приносили не только пироги и блины, но и всевозможные закуски, пиво и домашние наливки. Неудивительно, что за такой трапезой женщины засиживались «с вечера до белого света»! Причем атмосфера за столом была непринужденная, так как гостьи вовсю веселились и охотно отпускали шуточки с сексуальным подтекстом. Ну а если кто-то из мужей, устав ждать свою благоверную, отправлялся за ней в дом повитухи, то здесь его ждало особое угощение. Так, бедолаге выносили на улицу миску каши, более чем щедро заправленной перцем, горчицей и тертым хреном. Считалось, что, отведав такого лакомства, мужчина поймет, как тяжело приходится его жене во время родов, и будет относиться к ней с большей любовью и уважением.

Впрочем, оставшись дома со старшими детьми, мужчинам было чем заняться. Так, 8 января было самым подходящим временем, дабы обезопасить свой дом от воров. Для этого следовало взять топор, положить его на порог острием к выходу и трижды переступить через него, читая специальный заговор. Люди верили, что после такого обряда злоумышленники будут обходить заговоренную дверь десятой дорогой.

Кроме того, в этот день следовало избавиться от посуды с трещинами и сколами. Причем это «богатство» относилось подальше от дома, так как считалось, что вместе с «неликвидными» чашками и плошками жилище покидают беды, болезни и семейные неурядицы. А вот бедолаги, страдающие болями в ногах, выходили под вечер на улицу, где искали местечко, «не тронутое» чужим следом, и, найдя его, принимались на нем «топтаться». Считалось, что эта нехитрая манипуляция непременно облегчит страдания человека и поможет ему прожить еще год, не испытывая сильных мучений.

Елена ТАНИНА

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 145 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,206 сек. Потребление памяти:9.36 mb