Буряты — потомки Волка-Отца

Автор: Maks Фев 4, 2022

Этот народ не самый древний на сибирских просторах, но имеет богатую историю и по сей день соблюдает традиции предков. Он поклоняется Вечному синему небу, почитает духов, но одновременно больше других племен, населяющих Сибирь, привержен буддизму. Кто же такие буряты, что мы знаем об их прошлом и настоящем?

Колыбель Баргуджин-Токума

Родиной племени бурят традиционно считается Баргуджин-Токум — земли вокруг великого озера Байкал. Из глубокой древности до наших дней дошла легенда о происхождении одиннадцати бурятских родов.

Жил некогда на берегу бескрайнего озера юноша по имени Хоридой со своим отцом и братьями. Промышляли они охотой и рыболовством, слыли в округе людьми честными и добрыми. Шел как-то Хоридой по берегу Байкала и вдруг увидел, как неподалеку приземлилась стая белокрылых лебедей. Не заметив юношу, птицы обратились в прекрасных девушек и отправились купаться в байкальских водах.

Всё лебедицы в человеческом обличии были хороши собой, но одна из них так понравилась Хоридою, что он решился спрятать ее одежду. А без одежд девушка не смогла снова обернуться лебедью и, как ни звали ее подруги, как ни кружились над ней, вынуждена была все же остаться на земле. А после Хоридой взял ее в жены.

Женщина-оборотень родила мужу одиннадцать сыновей, была хорошей хозяйкой в доме, но постоянно тосковала по своим сестрам и просила разрешения хоть раз еще снова надеть свою лебединую одежду. Однажды ей удалось уговорить Хоридоя вернуть ненадолго ее волшебный наряд. И стоило женщине снова облачиться в свое старое платье, как она тут же превратилась в птицу и выпорхнула в верхнее отверстие юрты. На прощание лебедица прокричала мужу и сыновьям пожелание пребывать в мире и благоденствии и от года к году увеличивать свой род.

С тех пор шаманы Бурятии используют в ритуалах формулу, сообщающую духам, что они произошли от праматери-лебеди.

Другая версия происхождения бурятского народа говорит о его тюркских корнях. Когда иноземцы спрашивали бурят, кто их прародитель, те рассказывали предание про Бури-Ата (с тюркского — «Волк-Отец»), который лег с человеческой женщиной, и от их связи родилось целое племя сильных и смелых мужчин. Иноязычные собеседники полагали, что речь идет о человеке, имя которого — Буриат, и понемногу это название в немного измененном виде закрепилось за всеми «потомками Бури-Ата» — бурятами.

Тайна пяти пальцев

Народность бурятыОбычно народы делятся на тех, кто продолжает исповедовать язычество, и тех, кто принимает более поздние формы религий. Буряты представляют собой редкое исключение — в их сознании прекрасно уживаются шаманизм и ламаизм (одно из течений буддизма).

Далеко не в каждом уголке мира достаточно серьезно относятся к тем, кто занят магическими обрядами и ритуалами. А в Бурятии шаман — лицо уважаемое и часто необходимое. К нему идут за советом и помощью, он проводит праздники и состязания, иначе говоря, без него разрушился бы весь привычный жизненный уклад.

Приверженцы шаманизма не строят храмов, они поклоняются духам в особых, священных местах. Языческие святилища узнают по наличию обо — сложенных в виде пирамид камней, расположенных на обочинах дорог, по берегам рек, возле озер и на горных перевалах.

Именно в таких местах буряты поклоняются местным или родовым духам, хозяевам той или иной местности. Обычаи поведения в подобных местах сходны с правилами поведения в храмах: там запрещены не только громкие беседы и смех, но даже негативные мысли и желания. Многие святилища сохранились на территории Буоятии с глубокой древности.

Одно из них — знаменитый «Табан хурган», что означает «Пять пальцев». Этот природный памятник находится возле села Галтай и действительно напоминает растущую прямо из земли огромную человеческую руку с пятью торчащими вверх пальцами. Легенда гласит, что это рука великана, просящего у Небесного Отца счастья и благополучия.

Того же может попросить у небес каждый, кто поучаствует в специальном обряде, который проводят возле камня шаманы. Особенную пользу молитва в этом природном святилище приносит людям с финансовыми трудностями — говорят, любые денежные проблемы после обряда разрешаются в мгновение ока. Рассказывают, что просить удачи и богатства приходили к «Табан хургану» еще воины Чингисхана.

Не меньшим почетом пользуются в Бурятии и буддийские святыни. Самая известная из них — Иволгинский дацан, расположенный неподалеку от столицы республики Улан-Удэ. Первые храмы в этих местах построили в 50-х годах XX века. Сегодня Иволгинский дацан состоит из нескольких храмов, музея, университета и обширной библиотеки. А в деревне при дацане живут обладающие просветленным сознанием и обширной мудростью ламы, за советом и наставлениями к ним приезжают паломники со всего мира.

Правила тайлагана

В Бурятии по сей день соблюдаются не только религиозные, но и бытовые обычаи, пришедшие из прошлого. Одна из тщательно соблюдаемых традиций — гостевание, при котором большие группы визитеров обходят окрестные улусы (поселения). Активнее всего этот процесс проходит с конца мая и до начала октября, в период проведения религиозных праздников — тайлаганов.

Это серия древних обрядов, которая проводится обычно несколькими улусами, с целью испросить у богов хорошего года, обильного урожая, здоровья для животных, благополучия для людей. Заодно просят отвести прочь болезни, несчастья и другие неприятности. Одновременно с религиозными ритуалами жители улусов ездят друг к другу в гости, и принимать гостей полагается со всем радушием, хлебосольством и искренней радостью. А чтобы гости не скучали, во время тайлаганов проводятся разнообразные соревнования, и не только спортивные. Например, при состязании «сэсэ буляалдаха» участники поочередно задают друг другу шуточные или провокационные вопросы, на которые полагается отвечать как можно быстрее и остроумнее. Этнографами установлен любопытный факт: этому «конкурсу» уже несколько сотен лет.

Свадьбы в Бурятии также играют по своим, старинным правилам. Например, до бракосочетания невеста должна принести жертву духу домашнего огня. В специально установленной юрте разжигается очаг, и девушка должна трижды пронести над разгоревшимся огнем чашу с маслом, а затем вылить содержимое чаши в пламя. Если в ответ оно ярко вспыхнет — значит, в новой семье никогда не переведутся ни любовь, ни достаток. Истоки обряда лежат в тех далеких временах, когда от поддержания огня в очаге напрямую зависело не только благосостояние, но и жизнь людей.

Если же гости свадьбы остаются недовольны приемом и угощением, они могут продемонстрировать свои чувства хозяевам, угнав из их стада несколько голов скота. Как только кража обнаруживается, жених с друзьями должен броситься в погоню и по возможности отбить скотину обратно. В противном случае гости забирают украденных животных себе, закалывают их, съедают мясо, а шкуры делят между участниками похищения, как знак их ловкости и удали.

Тарасун и 33 защипа

Как уже было сказано, буряты чтят свои традиции, а потому в их национальной кухне можно найти специалитеты, рецептам которых не одна сотня лет. Кочевники, чей труд на пастбищах всегда требовал нешуточных затрат, особо ценят пищу сытную и калорийную.

Надо ли удивляться, что одним из самых популярных блюд у них стали буузы — крупная разновидность пельменей с изящными защипами по диаметру и отверстием в середине. Изготовить правильные буузы непросто — каждая бурятская хозяйка знает, что защипов должно быть 33, не больше и не меньше.

Считается, что буузы символизируют бурятское жилище — юрту, поэтому количество защипов на них такое же, как поверху юрты, и вдобавок имеется точно такое же отверстие, как и в потолке традиционного бурятского жилья.

Популярность буузов превратила их из праздничного во вполне повседневное блюдо, любимое и бурятами, и гостями республики. Однажды в Улан-Удэ организовали даже фестиваль по поеданию буузов на скорость, но затея провалилась, поскольку быстро глотать горячие «пельмешки» оказалось совершенно невозможно.

Имеется в Бурятии и национальный напиток, который вряд ли одобрят приверженцы трезвого образа жизни. Дело в том, что речь идет о молочной водке под названием тарасун, или архи. Напиток готовится способом дистилляции на основе кисломолочной сыворотки, имеет мутный бело-зеленоватый цвет и острый кисломолочный аромат.

Считается, что у человека есть только один шанс полюбить тарасун. А если при первой пробе напиток не придется по вкусу, впоследствии привыкнуть к нему уже не получится. Впрочем, в Бурятии у тарасуна множество приверженцев. Знатоки утверждают, что от него организм получает немалую пользу: он отлично утоляет жажду, содержит целый список витаминов и полезных микроэлементов, а кроме того, обеспечивает тем, кто его пьет, легкий хмель без всякого последующего похмелья.

Екатерина КРАВЦОВА

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 54 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,440 сек. Потребление памяти:8.99 mb