В Палестине — пальма, а в России — верба

Автор: Maks Апр 15, 2022

В церковных святцах этот праздник официально называется «Вход Господень в Иерусалим», но в России его чаще всего именуют Вербным воскресеньем. Такой праздник отмечается ровно за семь дней до Светлой Пасхи, и вся неделя между нею и Вербным воскресеньем издавна именуется Страстной, или Светлой. В 2020 году Вербное воскресенье приходится на 17 апреля.

Воскрешение Лазаря

Христианское предание гласит, что введению Страстной недели положили начало события из жизни Иисуса Христа, о которых говорится в Евангелиях. Как сказано в Новом Завете, в городе Вифании, что недалеко от Иерусалима, жил простой ремесленник Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Их дом как-то раз даже посетил Иисус Христос, которому это семейство понравилось -Лазарь и его сестры отличались трудолюбием и благочестием.

Однажды, когда Спаситель был далеко от Вифании, Лазарь серьезно заболел. Марфа и Мария послали Иисусу срочное известие о его болезни и просили помочь брату выздороветь. Однако гонец с известием нашел адресата слишком поздно -Лазарь к тому времени уже скончался. Тем не менее Христос пришел в Вифанию и утешил Марфу и Марию, сказав им, что он воскресит их брата.

Спаситель в окружении апостолов и толпы любопытных направились к пещере, в которой, согласно местным обычаям, было похоронено тело. Христос велел отвалить камень, закрывающий вход в пещеру, подошел к Лазарю, умершему еще три дня назад, сотворил молитву и громко сказал: «Лазарь, встань и иди вон!» Покойный очнулся, встал и вышел из пещеры. Среди толпы было множество людей, которые три дня назад своими глазами видели Лазаря мертвым, а тут благодаря вмешательству Иисуса Христа он вдруг оказался живым и здоровым! Это было великое чудо, которое сразу же укрепило веру людей во всемогущество Сына Божьего.

Современная наука объясняет чудо с воскрешением Лазаря довольно просто: по мнению ученых, этот человек заснул летаргическим сном, и разбудить его удалось лишь целителю, обладающему мощным биополем, каковым, без сомнения, и был Иисус Христос. Подобные случаи известны в истории, но они происходят чрезвычайно редко — не чаще, чем на свет появляются люди, обладающие великим и истинным даром целительства.

Далее Евангелия повествуют, что на другой день после воскрешения Лазаря Иисус Христос с апостолами пошел в Иерусалим. К тому времени слава о великом целителе разнеслась по всей палестинской земле, и потому у входа в град Давидов Сына Божьего встречало множество народа, собравшегося здесь для празднования Пасхи (которая в то время и в той местности имела, разумеется, совсем другой смысл). Большинство встречавших держали в руках пальмовые ветви, потому что именно так, согласно обычаям того времени, положено было приветствовать царей, полководцев и прочих великих людей.

Вот как описывается эта сцена в Евангелии от Иоанна: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, царь Израилев!»

Русское «шествие на осляти»

Но почему на Руси испокон веков праздник Входа Господня в Иерусалим именуется Вербным воскресеньем? Конечно же, так повелось еще со стародавних времен по той простой причине, что в наших краях пальмы не растут. Вот потому-то на Руси широкие рассеченные листья этого растения с благословения священников еще много столетий назад заменили веточками вербы, унизанными пушистыми распускающимися почками. Такой выбор понятен: ведь именно верба первым из наших кустарников просыпается от зимнего сна и начинает цвести, символизируя тем самым возрождение к жизни всей природы. Неспроста, видимо, и воскрешение Лазаря (или возрождение его к жизни от таинственного летаргического сна) произошло в самый канун нынешнего Вербного Воскресенья.

Согласно традициям Русской православной церкви, во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают Господа и приветствуют его как победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажженные свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей). Обыкновенно после этого веточки вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляют святой водой.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 года также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. Лишь в 1697 году этот обряд был официально упразднен.

Яркой приметой этой недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался: «вербный херувим».

Всесильная верба

Воскресенье вербноеВ России вербу вот уже сотни лет считают чудодейственным целебным растением. Простой народ освященным вербам всегда придавал особую очистительную силу, дающую спасение и защиту домашнего скота — от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Согласно народным поверьям, освященные в церкви ветви этого кустарника, а также пушистые вербные почки охраняют дом от пожара, крестьянское хозяйство — от разорения, а посевы — от градобития и нашествия вредителей. Еще издавна примечено, что вода, в которой стояла ветка вербы, потом долго сохраняется свежей.

Об особом почитании этого растения свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области по сей день сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать домашнему скоту, чтобы спасти от болезней. Крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

У православных христиан также есть обычай хранить освященные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освященными ветвями. В Вербное воскресенье облегчался пост, разрешалось есть рыбу и растительное масло.

Вербе и ее сережкам испокон веков приписывалась целебная сила, их считали охранительным средством от многих болезней. Так, например, на Руси больные съедали по девять вербных сережек в качестве лекарства от лихорадки. Знахари советовали бесплодным женщинам употреблять в пищу почки освященной вербы, а также клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Вербные сережки также запекали в хлеб, а в некоторых селениях делали печенье в форме вербных почек. Во времена давно забытые в этот день также варили и ели кашу с вербными сережками.

Еще страдающих «грудными и животными хворями» лечили тем, что постукивали им по больному месту ветками вербы и строго произносили: «Хворь — в лес, а здоровье — в кости!» И действительно, многим такое лечение помогало — порой даже старики, покряхтев и погревшись после этой процедуры на весеннем солнышке, чувствовали «в животных скорбях облегчение».

В народе также верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек с освященными веточками вербы. Считалось, что это средство если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать из него природную робость.

Насчет вербы есть и другие народные поговорки: бьет не верба, а старый грех; верба красна — бьет напрасно; верба бела — бьет за дело; если вербная неделя вёдреная, с утренниками — яровая пшеница и рожь хорошо родится; где вода — там и верба, а где верба, там и вода.

Валерий ЕРОФЕЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 128 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,190 сек. Потребление памяти:8.98 mb