Медвежьи потехи

Автор: Maks Янв 10, 2019

Русские народные развлечения порой бывали, как говорится, не для слабонервных. Наглядный тому пример — медвежьи потехи.

Травля на льду

Медвежьи потехи существовали на Руси с древнейших времен. Эти забавы были любимы народом, а начиная с XVI века — и царским двором.

Потехи с медведями, можно сказать, подразделялись на три жанра: травля, бой и комедия.

Самый жестокий вариант потехи — травля. Чаще всего она устраивалась по особым случаям, на праздники. Поглазеть на медвежью травлю можно было, например, во время Масленой недели. Яков Рейтен-фельс, курляндский путешественник и автор книги о Московии, вспоминает, как однажды на Москве-реке «на льду была травля белых самоедских медведей британами и другими собаками страшных пород. Эта сцена порядочно позабавила, потому что и медведи, и собаки не могли крепко держаться на ногах и скользили по льду».


Обыкновенно в травле участвовали «мордаши», или «медлянки», — древнерусская порода собак, которую сегодня уже нигде не встретишь. Мордаши славились своей мертвой хваткой. Случалось, что они хватали медведя за уши с разных сторон и, припечатав его к земле, растягивали, словно четвертуя.

Бой с медведем — кровавое зрелище, которым в наше время вряд ли кого-нибудь прельстишь. Но при царском дворе медвежьи бои пользовались популярностью еще со времен Ивана Грозного.

Столкнуться в единоборстве с лесным зверем, продемонстрировать ловкость и силу стремились стрельцы, чиновники, дети боярские. Особой популярностью потеха пользовалась среди служителей царского Ловчего пути — охотников, псарей, псовников. Для кого-то бои становились делом всей жизни. Так, псарь Петр Молчанов «ходил на медведя» более 30 лет.

Русские гладиаторы

Бои проходили на огороженной стеной или рвом территории, чтобы никто из противников не сбежал во время представления. В центр круга ставили бойца и по сигналу спускали с привязи медведя. Нападая на человека, зверь вставал на задние лапы и с ревом бросался на противника. Бойцу необходимо было среагировать быстро, чтобы, подгадав нужный момент, всадить медведю в грудь рогатину.

Хищник от боли свирепел и еще больше налегал на рогатину, в результате чего ее железные концы проникали в медвежью грудь все глубже и глубже. Издавая раздирающие душу звуки и орошая землю кровью, медведь заваливался на бок.

Медвежьи потехи«Часто случается, — вспоминал англичанин Джильс Флетчер, — что охотник дает промах, и тогда лютый зверь или его сразу убивает, или раздирает его зубами и когтями на части. Если охотник хорошо выдержит бой с медведем, его ведут к царскому погребу, где он напивается допьяна в честь государя, и в этом вся его награда за то, что он жертвовал жизнь для потехи царской».

Чем не русские гладиаторы? И, что удивительно, добровольные. Да и награда, прямо скажем, не впечатляет. Правда, семьи погибших на медвежьих боях содержались на царском иждивении.

Медвежьи потехи приходились по душе далеко не всем. В «Домострое» подобные увеселения осуждались как «бесовские угодия» и «богомерзкие дела», а нижегородские священники и вовсе написали патриарху челобитную, осуждающую «злые прелести бесовские». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ, официально запрещающий медвежьи потехи.

Тем не менее тешащие и веселящие народ выступления продолжались — отказаться от многовековой традиции оказалось не так-то просто. На практике закон повсеместно нарушался, а власть смотрела на эти нарушения сквозь пальцы.

Протопоп Аввакум в своем «Житии» рассказывает, как в 1648 году в Лопатицы пришли скоморохи и «плясовые медведи с бубнами и с домрами». Возмущенный протопоп, «по Христе ревнуя, изгнал их и хари (маски) и бубны изломал един у многих, и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».

Как раз в это время мимо проплывал воевода Василий Шереметев, которому пострадавшие устроители медвежьей потехи пожаловались на самоуправство Аввакума. Шереметев сначала слегка пожурил священника, а потом, когда Аввакум отказался благословить сына воеводы, ходившего без усов и бороды, бросил протопопа в Волгу, да так, что тот чуть не утонул. А нашла коса на камень, напомним, из-за медведей.

Горячая дрессировка

В комедийном жанре медвежьих потех особая роль отводилась поводчикам, которые забавляли народ своими едкими комментариями, присказками и поговорками. Ватаги с ручными медведями странствовали по русским городам и селам, вызывая у народа восторг.

«Приход вожака с медведем, — писал Дмитрий Ровинский, автор интереснейших бытовых зарисовок, — составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, все бежало к нему навстречу — и старый, и малый; даже бабушка Анофревна, которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит.

— Куда ты, старая хрычовка? — кричит ей вслед барин.

— Ах, батюшки, — прихлебывает Анофревна, — так уж и медведя-то я и не увижу? — и семенит далее».

Лучшие из потешников попадали на царский двор. Их искали по всей стране, рассылая по областям специальные грамоты. А в XVII веке в городе Сморгонь и вовсе была основана «Сморгонская академия» — специальная школа для дрессировки медведей.

Дрессировка проходила следующим образом: двух-трех молодых медведей помещали в клетку с медным дном, которую опускали в глубокую яму. На дне ямы поджигали хворост и валежник, отчего дно клетки нагревалось. От боли звери поднимались на задние лапы, которые, в отличие от передних, были предварительно обуты в лапти. Когда дно нагревалось еще сильнее, медвежата начинали переступать с лапы на лапу. Именно в этот момент дрессировщик начинал стучать в бубен. Продолжались такие учения ежедневно от одного до двух месяцев — в зависимости от способностей дрессируемых.

Затем медведей выпускали из клетки, и тренировки продолжались уже на воле. Те медведи, которые старались особенно усердно, получали вознаграждение — кусок хлеба или морковку.

Но и на этом «воспитательные меры» не заканчивались. Медведям подпиливали когти и зубы, продевали через нос и губы кольцо, за которое дрессировщик при необходимости мог дернуть зверя, подав ему болевой сигнал. Тем медведям, которые вели себя не лучшим образом, грозило более страшное наказание — им выкалывали глаза.

Поклон за кружку с пивом

Потешных медведей, выступавших в комедийном жанре, в народе именовали «учеными». И, кажется, это было вполне заслуженно. В «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1771 году была напечатана статья, в которой описывалось выступление двух медведей, приведенных крестьянами в Курмыш.

Автор статьи восхищался ученостью зверей и перечислил их умения в 22 пунктах. Медведи и порох из глаз вычищали, и пародировали судей да солдат, и изображали сельских девок, красующихся в зеркало, и показывали, как детишки крадут горох. А еще они с вежливостью принимали от народа кружки с пивом, водкой и, выпив их до дна, отдавали обратно, учтиво кланяясь.

Постепенно, однако, подобные забавы стали сходить на нет. После 1861 года жизнь русского народа стала стремительно меняться. Появились общества покровительства животным, Сенат издал очередной указ о запрете медвежьих потех. По всей России росло число зверинцев, большую популярность начал обретать цирк.

Впрочем, дрессировка зверей в цирках не намного гуманнее той, которую практиковали наши предки.

Ася КОКОРИНА



, ,   Рубрика: Праздники и традиции

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,181 сек. Потребление памяти:8.43 mb