Обманутый народ

Автор: Maks Апр 18, 2018

Тлашкаланцы прославились воинственностью. Хотя они не зарились на чужие земли, а защищали свои и помогали другим добиваться победы.

В XIII веке народ группы науа, родственный ацтекам, прибыл в долину Пуэбла — область с древней историей. В I тысячелетии её делили два могущественных центра — Чолула и Теотиуакан. А с IV по X век там существовал город Какаштла — столица государства Ольмека-Шикаланка. Пришельцы основали поселение Тепетикпак на территории современного мексиканского штата Тласкала. Недалеко возникло соперничающее государство Уэшоцинко, заселенное родственным народом.

Союзники тескокского царя

Вскоре появились и другие центры: Окотелолько, Тисатлан, Киауицтлан. А вокруг них, на территории 100 квадратных километров, — около 30 земледельческих селений. Они составили «республику Тлашкалу» — союз четырёх городов-государств, сохранивших автономию, но решавших вместе многие вопросы. Совет вождей занимался пограничными спорами, войной, регулировал отношения с соседями, но не вмешивался во внутренние дела. Формально все области считались равноправными. Но с годами наибольшее влияние приобрели Окотелолько и Тисатлан.

По одной из трактовок, Тлашкала означает «место тортильи» (то есть хлеба) — в этой небольшой стране выращивали лучший в Центральной Мексике маис. Занимались тлашкаланцы и торговлей. Окотелолько, богатейший город, славился не только рынком, но и ремёслами, культурными традициями, унаследованными от древних обитателей Пуэблы.

Помимо пришельцев, смешавшихся с исконным населением, «республика» становилась домом тех, кто сбежал от междоусобиц. Доминировала в ней культура науа. Тлашкаланцы молились собственным богам, но письменность, поэзия, одежда, быт, способы ведения хозяйства и войны напоминали обычаи долины Мехико.

В начале XV века «республика» приютила наследника тескокского престола Несауалькойотля. Когда Тескоко захватили тепанеки и убили на его глазах отца, юный принц бежал в Тлашкалу к родственникам — владыки двух государств имели общего предка.

Через несколько лет царь тепанеков разрешил ему вернуться на правах вассала. Но Несауалькойотль желал не подчиняться, а самолично править в своих землях. Узурпатор об этом узнал и задумал устранить его. Но не успел — скончался. Его сыновья принялись делить власть, позабыв о мятежном вожде. Лишь когда на троне утвердился Маштла, Несауалькойотль оказался в серьёзной опасности. Пережив несколько покушений, он решил опять пробираться в Пуэблу. Но не просить убежища, как в юности, а собирать силы для реванша. Правители Тлашкалы и Уэшоцинко предоставили ему большую армию, с которой Несауалькойотль легко изгнал ставленников тепанеков из Тескоко.

Потом он заключил союз с вассалами Маштлы — ацтеками и тепанеками из Тлакопана. Именно этому Тройственному союзу приписывают разгром Аскапоцалько — неприятельской столицы. О тлашкаланцах и уэшоцинках вспоминают мало. А ведь их отряды помогали в её штурме.

Не особо замечали их сперва и при дележе добычи. Несауалькойотль усмирял непокорную знать, боролся с ацтеками за главенство в Тройственном союзе. Тлашкаланцы на время ушли в тень, предпочитая не встревать в разборки, а принимать из Тескоко «обиженных».

Укрепив свою власть, Несауалькойотль осознал, что тлашкаланцев обижать все же не стоит. Он одарил тлашкаланских вождей, расширил территорию «республики» за счёт подвластных Тескоко земель и заключил договор: «Чтобы с этого времени поддерживали друг друга и никогда не намеревались отобрать владения путём насилия, войны или каким-либо иным образом…».

Но Несауалькойотль старел, веяние Тескоко уменьшалось. Власть ацтеков росла. Их цари, не обязанные троном тлашкаланцам, с вожделением глядели в сторону Пуэблы…

Война ритуальная и настоящая

Тлашкаланцы

В середине XV века, в разгар голодных лет, между Тройственным союзом и государствами Пуэблы начались «цветочные войны» — ритуальные битвы для захвата пленников.
Существуют разные версии, кто первым предложил эту идею. Ацтеки приписывают это брату Монтесумы I Тлакаелелю. Однако многое указывает на то, что идея принадлежала тлашкаланскому вождю по имени Шикотенкатль. Он подыграл ацтекам, пользуясь моментом, — связал воинственных соседей новым договором, пока ни у одной из сторон нет сил на войну.

Но ацтеки обхитрили тлашкаланцев — так разработали правила «рыцарских боёв», что оставались в выигрыше при любом исходе. Битвы должны были происходить не в долине Мехико, а на территории «врагов» или в пограничных областях. К тому же на них выставлялось равное количество участников. Значит, потери сторон были примерно равны. Но гибель здоровых мужчин ощущалась сильнее в стране с меньшим населением — в Пуэбле. Через полвека она оказалась в кольце подвластных ацтекам территорий.

Монтесума II «забыл» о договорах с Тлашкалой — независимый анклав мешал ему строить империю. «Цветочные войны» превратились в настоящую войну, в которой гибли или попадали в плен высокородные вожди обеих армий.

Накануне прибытия испанцев Тлашкала представляла собой «окопавшийся лагерь». Ацтеки окружили непокорную республику, лишили её хлопка, соли и предметов роскоши.
16 августа 1519 года начался поход Кортеса на Теночтитлан, столицу ацтекской империи. Почти не встречая отпора, испанцы вскоре дошли до Тлашкалы.

Прознав, что тлашкаланцы воюют с ацтеками, Кортес предложил им военный союз. Не дождавшись ответа, он продолжил путь и добрался до «большой стены, сложенной из камня без раствора, пересекавшей всю долину от одной горы до другой, высотою около двух метров». По ту сторону испанцев ждал небольшой отряд, который увлёк авангард армии в засаду. Неизвестно, как бы повернулось дело, не подоспей основные силы вовремя — воины так яростно сражались, что убили двух коней, которые были ценнее солдат.

В следующей битве испанцев заманили в горное ущелье. Потом Шикотенкатль, сын престарелого владыки Тисатлана, выставил против них несколько десятков тысяч воинов. Он пытался действовать хитро: нападал ночью, отправлял лазутчиков. Но Кортес отрубил пойманным шпионам кисти рук. Устрашенный военачальник покорился и наконец-то заключил союз.

Устроив вместе с новыми «друзьями» резню в соседнем городе Чолуле, тлашкаланцы пошли с армией Кортеса на Теночтитлан. Первая попытка закрепиться там закончилась восстанием ацтеков. Испанцы бежали в Тлашкалу.

Вскоре туда пришло ацтекское посольство — тлашкаланцам предлагали забыть прошлое и объединиться в борьбе против белых. Шикотенкатль уговаривал Совет принять условия. Кое-кто поддержал его, но правители считали, что ацтеки остались их врагами: «На устах у них мёд а в сердцах злоба». Тлашкаланцы помогли Кортесу покорить Теночтитлан — предоставили ему 50 тысяч воинов и блокировали ацтекскую столицу с озера. Шикотенкатль, не желавший участвовать в братоубийственной войне, был казнён испанцами.

«Верный город»

Разгромив ацтеков, тлашкаланцы думали, что они с Кортесом равные партнёры. Завоеватели заигрывали с местной знатью: брали в жены «принцесс», раздавали дворянство вождям. Первым индейским рыцарем стал ставленник Кортеса, малолетний правитель Тлашкалы. Рядовые тлашкаланцы тоже жили лучше, чем порабощённые с их помощью народы. Земли «республики» в награду за услуги не были розданы испанцам, а сохраняли самоуправление. Её столица получила герб с титулом «Верный город» и стала первой резиденцией архиепископа.

Но, как поведал монах Мотолиния, проповедовавший в 1530-х годах, «индейцы довольствуются столь малым, что едва имеют во что одеться и чем пропитаться. Еда у них до крайности скудная, то же можно сказать и об одежде, для сна у большинства и целой циновки не найдётся… Дома у них очень маленькие, некоторые… больше напоминают могилу, нежели дом. По тому, сколько добра вмещает такая хижина, можно судить об их богатстве…» Разительный контраст с рассказами Кортеса о «большом и многолюдном городе», обеспеченном «всеми плодами земными»!

Тлашкаланцы являлись ударными силами армии конкистадоров: воевали с Альварадо в Гватемале, участвовали в кампании Нуньо де Гусмана на северо-западе Мексики, помогали испанцам подавить Миштонское восстание 1540-1541 годов.

В 1585 году король велел «отправить на север от 2000 до 4000 семейных пар индейцев из Тлашкалы и других южных обществ» для колонизации и «приобщения к цивилизации» «диких чичимеков» Сан-Луис-Потоси, Сакатекаса, Техаса, Тамаулипаса. Поселенцы получали значительные льготы, что дало повод объявить указ очередным «благодеянием». Фактически же тлашкаланцев ещё раз использовали.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ

, , ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,464 сек. Потребление памяти:33.96 mb